Премьер-министр России Дмитрий Медведев считает, что Иосиф Сталин и другие руководители советского государства того времени достойны «самой жёсткой оценки», поскольку они «вели войну с собственным народом». «За то, что происходило тогда, не только Иосиф Сталин, но и целый ряд других руководителей, безусловно, заслуживают самой жесткой оценки. Их невозможно привлечь к ответственности, но это именно так», — заявил Медведев во вторник на встрече с активом регионального отделения партии «Единая Россия». «Это должно остаться в анналах нашей истории, чтобы никогда этого не повторилось. Потому что война со своим народом это тягчайшее преступление», — добавил он.
Должен ли председатель правительства заниматься оценкой деятельности исторических личностей?
Лев Вершинин, политолог:
На мой взгляд, дело не в Сталине, как человеке. Иосиф Виссарионович Джугашвили, Сосо из Гори, Коба давно мёртв, а мёртвые не кусаются. Дело даже не в тиране, якобы косившем собственный народ, как траву: этот миф понемногу выцветает, превращаясь в бестолковые мантры. Дело в символе отношения к стране, её народу и её будущему, до такой степени альтернативном сегодняшним реалиям, что нынешним сильным мира сего просто необходимо окончательно втоптать его в грязь. И, честное слово, не стоит пенять на персоналии. Не виноваты в этом ни Путин, ни Медведев.
Не важно, кто из них как относится к покойному вождю. Проблема в самой системе власти. Вернее, в элите, интересы которой эта система обслуживает, и для которой существование России, как проекта, вовсе не приоритетно. Разумеется, при условии, что её, этой самой России, отсутствие не отразится на отношениях с западными бизнес-партнёрами, регулярном поступлении дивидендов и, конечно же, не создаст осложнений в плане личной безопасности. Такой вот невеселый расклад. По крайней мере, сегодня. И, видимо, завтра. А что дальше, будем посмотреть.
Анатолий Вассерман, политконсультант:
По поводу очередного повтора старой заезженной пластинки «Медведев обвинил Сталина в „войне с собственным народом“» можно сказать очень многое. Так же отмечу общественное мнение по опросу социологов Левада-центра в публикации «Количество негативных оценок личности Сталина среди россиян за 15 лет сократилось почти в три раза»: «По данным опроса, в настоящее время 48% опрошенных признают положительную роль И.Сталина в истории страны, 22% оценивают его личность как резко негативную. Л.Гудков подчеркнул, что ещё в 1998 году негативно к И.Сталину относились 60% опрошенных».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Андрей Давыдов, журналист:
Дмитрий Медведев снова напомнил нынешнюю политическую установку российской власти — Иосиф Сталин вёл войну с собственным народом. Напомню читателям, что десталинизация, прошла два исторических этапа — хрущёвский и горбачёвский. Сейчас вопрос о том будет ли третий этап: путинско-медведевский.
Итак, первый выстрел в мертвого Сталина был собственно похоронным —предали труп идеологической земле. Второй — был нацелен на Советскую систему. Опять надо было расчленить труп, разделить наследство. По мнению Радзиховского, две минувшие десталинизации выполнили задачу — делить больше нечего: на основании этого он сделал вывод, что третьей десталинизации не будет. Через два года после этого прогноза мы видим, что он был в корне ошибочным. Третья десталинизация продолжается. С какой же политической целью на этот раз? А давайте не будем изобретать велосипед. И предоставим слово тому же Радзиховскому, прежде всего, потому, что человек этот из либерального лагеря, а потому в его устах следующее предположение прозвучит уж, по крайней мере, не как навет злобных патриотов. Итак, что же у нас осталось после Хрущёва и Горбачёва? «Сама матрица, бывшая, естественно, за века до Ленина, до Сталина, благополучно пережившая и антисталинскую „десталинизацию-1“ и антиленинскую „десталинизацию-2“. То, без чего — по мнению либералов — Россия „воспрянет ото сна“. То, без чего — по мнению охранителей — России просто не будет, распадётся, потеряет свою цивилизацию». Радзиховский считает этот вопрос вечным и оставляет в своей статье без рассмотрения. Но других причин нет! Таким образом, на кону третьей десталинизации самая крупная ставка для России — цивилизационная, иначе говоря — ставка больше, чем жизнь. Жизнь России как самостоятельного цивилизационного проекта.
Ростислав Ищенко, политолог, президент «Центра системного анализа и прогнозирования»:
Могу сказать только то, о чём уже много раз говорил. Если все современники Сталина давно канули в лету, а с ним продолжают бороться, значит он до сих пор пользуется значительной поддержкой народа. Против того, чего нет, не сражаются. А это, в свою очередь значит, что созданный им политический миф (идеология государственного строительства) оказался даже прочнее созданного им же на этой базе государства. Очевидно, что реставрация советского социализма (у которой в наших постсоветских обществах очень много сторонников сознательных и ещё больше тех, кто даже не отдаёт себе в этом отчёт) возможна только в рамках сталинской модели.
Поэтому борьба Медведева понятна и логична. Он борется не с прошлым, а с возможным будущим. А вот форма этой борьбы совершенно нетехнологична. Не секрет, что премьер не имеет в обществе личной базы поддержки. То есть, любые свободные выборы он проиграл бы Сталину с разгромным счётом. В этих условиях его агитация против Сталина должна быть максимально аргументирована.
Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия): Неужели все проблемы в РФ решены, и премьеру можно заняться изучением и пересмотром истории? Едва ли правомерна такая постановка вопроса.
Из оценки политической роли и политического вклада героев прошлого складывается проективная ось в деятельности современных политических актёров. Свою власть они используют для формирования будущего, в соответствии с теми представлениями, которые они имеют об историческом прошлом своей страны. В Германии, например, постоянно продолжается общенациональный процесс критической работы над прошлым (Vergangenheitsbewältigung). Это аналитическая, научная оценка 30-х годов и Второй мировой войны, это накопление исторических данных о возникновении и функционировании нацистского режима, это этический аспект — покаяние и возмещение ущерба жертвам, увековечение их памяти, а также интеграция знаний об эпохе нацизма в массовое сознание.
В Германии человек, если он сторонник Гитлера и позитивно оценивает историю Третьего рейха, не может вообще стать публичным политиком. Свастика и другие символы нацизма запрещены, их распространение карается по специальной статье уголовного кодекса. Есть и другие примеры: Пол Пот, прозванный «машина смерти» марксист из Камбоджи (переименованной им в Кампучию), тоже не может быть образцом и идеалом для современных камбоджийских политиков, ибо он перекрыл все рекорды европейского тоталитарного эксперимента: садистскими методами, практически вручную (патронов не хватало) уничтожил 1/3 своего народа. Его имя запрещено в стране, но это не мешает камбоджийским крестьянам ежегодно совершать ритуалы почитания на месте сожжения Пол Пота на костре после его смерти (конец 90-х гг). Африке тоже не удалось избежать культового почитания в беднейших слоях населения вождя-людоеда Иди Амина, фактически превратившего Уганду в выжженную пустыню.
Сталинизм должен занять своё законное место именно в этом ряду величайших преступников против человечности, а не в пантеоне героев-спасителей своей страны. Для этого должна быть проделана большая работа по распространению знаний о реальной, а не плакатной истории СССР и о преемственности в появлении диктаторских режимов в стране однажды и навсегда победившего сталинизма. Без такого базового оздоровления массового сознания невозможно решать никакие другие проблемы страны. Они будут только накопляться, а не сокращаться при наличии в глубине общественного организма очага огромной раковой опухоли имени Сталина, наложившего неизгладимый отпечаток на всё, чем мы стали сегодня.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Ну, закона, запрещающего председателю правительства, министру, политику и т.д. давать оценки тому или иному историческому деятелю, насколько я знаю, нет. Но если судить не по закону, а по справедливости, то, во-первых, премьер-министру действительно лучше заняться рутинной работой и решением текущих проблем, а не пересмотром истории.
Комментарии читателей (6):
И мы не только создали эти новые громадные отрасли промышленности, но мы их создали в таком масштабе и в таких размерах, перед которыми бледнеют масштабы и размеры европейской индустрии. Наконец, всё это привело к тому, что из страны слабой и не подготовленной к обороне Советский Союз превратился в страну могучую в смысле обороноспособности, в страну, готовую ко всяким случайностям». (Сталин И.В. Сочинения.Т.13. С.178 – 179).
2012 год: " 20 лет назад у нас была авиационная отрасль. Теперь её нет…
20 лет назад у нас было …, теперь нет.
Ничего нет".
Фрау Лисюткина известный манипулятор и лицемер...
А как же профашистская Эстония, Латвия? Где же ваша демшизоидная оценка этой демократической инквизиции нашего времени? Где же ваше "фи" нацизму, сегрегации, шовинизму и откровенному нацизму вашингтонгско-лондонскому обкому?
Но фрау Лисюткина слишком умна и изворотлива, чтобы быть честной... Она будет лицемерить и лгать, и лгать, и лгать... До последнего вздоха. Ибо - сущность её такова. Имхо.
Большущее спасибо, тезка, за найденный и озвученный Вами раритет. Спорить по этим пунктам у демо-пацанчиков и демо-барышень много желающих не найдется - будут симулировать истерику "на гуманитарном фронте". Одного жаль - у демчиков сейчас засилье и в прессе, и в образовании.
Алексу :::
Спорить с Вашей оценкой не стану. Однако, предполагаю, что Лиса Лариса и правду бы сказала, если бы, разумеется, за это лучше платили, чем за "разоблачения" и "поучения".
По сообщению Вассермана :::
С огромным удовольствием проследовал по предложенной ссылке и "прослушал" там "плач Левады Ярославны из-под путивльской стены".
И, что более всего забавляет в этот раз у дем-шизоидов, так это жалобы на "псевдо-исторический жанр", на "влияние СМИ, литературы", на "недостаток личного опыта и образования" - так, как-будто все это не дем-шизой сделано, и так, будто это все не носит ярко выраженный антисоветский и антисталинский характер.
Естественным становится вопрос, а чего же еще не хватает шизоидам, чтобы доконать тень отца Гамлета ?
Почему-то вспоминаются некоторые атавистические органы, которые мешают плохим танцорам стать хорошими...
Сколько безродных космополитов и врачей-вредителей в одном месте. Совсем распоясались без товарища Сталина!
1) признать ошибку (если это не ложь, а ошибка);
2) свести все к шутке, отшутиться;
3) повиниться во лжи (ну, это на самый худой конец);
4) сделать вид, что ничего не слышал и сдриснуть;
5) долго и нудно возмущаться (в основном по трем пунктам – "а ты кто такой", "да я ж тебя…" и "от такого слышу"), после чего тупо гнуть свою линию (галицкий вариант и, как ни странно, вариант поведения "думающих интеллигентов" уровня Васисуалия Лоханкина);
6) спрятаться за иронией, какую способен из себя выжать (линия "продвинутого (advanced) интеллигента")
Вы, дорогой, избрали вариант № 6. Ничего нового…
Для незаинтересованного и незаангажированного человека (историка или знакомого с историей непрофессионала) естественно и познавательно сравнивать И.Сталина с Кромвелем или якобинцами, а сталинскую эпоху с периодами послереволюционного террора в Англии или Франции. Сравнение же с Петром Великим выглядит большой натяжкой, хотя цели и методы в ряде случаев совпадают. А вот сравнение с А.Гитлером – это признак заинтересованности "сравнивающего", - заинтересованности личной, материальной и/или политической. И при таком подходе без вранья не обойтись.
Вот, здесь собравшиеся и констатировали это. Кроме, конечно, Л.Бельцер.
Если вам это НЕ нравиться, то "для чего ты посетил наш уголок…"
Ну, а если вы НЕ иронизируете, а вам просто НЕ нравятся евреи (они здесь тоже есть), то кто
Да, так вот. Ну, а если вы НЕ иронизируете, а вам просто НЕ нравятся евреи (они здесь тоже есть), то кто вам доктор?