В начале июля Первомайский суд Бишкека признал виновным блогера Владимира Фарафонова в «разжигании межнациональной розни» и приговорил его к штрафу в 50 тыс. сомов (ок. 35 тыс. рублей). Обвинение требовало восьми лет лишения свободы, однако судья вынес гораздо более мягкий приговор, которым обе стороны поначалу остались довольны. Однако 16 августа стало известно, что Фарафонов намерен добиваться своего оправдания.
«Мы провели консультации с опытными юристами и решили обжаловать приговор. Будем добиваться его отмены и признания Владимира невиновным. Сейчас идёт активная подготовка документов, которые уже в ближайшее время будут переданы в суд», — рассказала «Известиям» известная в Киргизии правозащитница и общественный деятель Токтайым Уметалиева.
Напомним, уголовное дело против Владимира Фарафонова было возбуждено 14 ноября 2011 года. Причиной послужил ряд публикаций на сайте «Русское единство», в которых киргизская прокуратура усмотрела «ущемление национального достоинства кыргызского народа и дискредитацию Кыргызстана в глазах мировой общественности».
Институтом философии и политико-правовых исследований Национальной Академии Наук Киргизской Республики была проведена филолого-политологическая экспертиза ряд текстов, в частности, статьи «Дегустация Кыргызстана. Или презумпция невиновности по-кыргызски», в которой автор заявляет, что «государство в Киргизии — это организованная по родоплеменному признаку группа лиц, выделившихся из состава граждан для удовлетворения материальных и моральных интересов членов своей группировки. Цель формирования такого государства: присвоить себе то, что хочется иметь, но на создание и приобретение чего не хочется тратить своих собственных сил и средств. На планете существуют сотни народов и стран, среди них редко встречается откровенный прямой паразитизм, то есть почти полное отсутствие производительных навыков. Киргизское государство открыто приняло на себя почётную должность социального паразита». Эксперты Академии наук посчитали, что данные утверждения могут быть трактованы как унижение национального достоинства кыргызского народа и пропаганда его неполноценности и ущербности.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Анализу подверглась также статья «Страна оживших басмачей?», в которой в числе прочего говорится, «что истинной причиной государственной несостоятельности Киргизстана является не национализм как таковой, а его носители, то есть сами киргизы, умудрившиеся за 20 лет стереть с лица земли развитую республику и превратить её в мрачное подобие средневекового кочевья». Эксперты усмотрели в ней «действия, направленные на унижение национального достоинства», выраженные в распространении измышлений и суждений, оскорбляющих определённую этническую общность, либо выражающих издёвку, отвращение или презрение к ней.
Сам Фарафонов называет дело против себя сфабрикованным и политически ангажированным. «Такого масштабного лицемерия новейшая история Киргизии пока ещё не знала, — заявил он в открытом письме к российской общественности. — Воистину не ведают, что творят. Тут уже не до наглядной иллюстрации „объективности киргизской Фемиды“. Тут впору говорить о скандале. Что интересно: титулов [представителей титульной национальности] за „перегибы“ не трогают. В киргизских учебниках истории русских называют не иначе как „колонизаторами“ и „оккупантами“ (Иманкулов М.К. История Кыргызстана XX-XXI вв. Учебник для 9 класса средней школы). С лёгкой руки иманкуловых русских школьников избивают их киргизские одноклассники — с „оккупантами и колонизаторами“ не церемонятся, особенно в подростковой среде. За идеологию разжигания межнациональной вражды, которую детям вдалбливают сызмальства, ни авторы, ни киргизские СМИ ответственности не несут. Никакой».
Блогер также считает, что цель судебного процесса в том, чтобы русскоязычной части населения неповадно было подвергать критике националистические тенденции в стране: «Прецедент наказания русского журналиста только усилит миграционную волну славянской диаспоры Кыргызстана и окончательно похоронит хрупкую надежду на восстановление этнического равенства».
Теперь Фарафонову вновь предстоит доказывать свою невиновность. Общественный защитник Токтайым Уметалиева считает, что в суде высшей инстанции больше шансов добиться справедливости, так как судьи менее зависимы от властей и скорее будут руководствоваться законами и здравым смыслом, чем политическими соображениями.
Вместе с тем, сохраняется опасность того, что суд может пересмотреть приговор и не в пользу Фарафонова. Однако, по данным «Известий», сам блогер и его адвокаты считают возможность такого развития событий маловероятной. Владимир Фарафонов не покинул Киргизию — он продолжает жить в Бишкеке, при этом, правда, продолжая скрываться от угрожавших ему националистов.
Комментарии читателей (0):