ИА REX провело опрос экспертов, которые ответили на вопрос «РПЦ — это организация, способствующая государственной политике или это своего рода институт гражданского общества, призванный сеять доброе разумное и вечное»? Свою точку зрения также высказали эксперт Ефим Андурский и религиовед Анатолий Погасий.
Мы знаем, что всякая власть от Бога, но и атеисты, наверное, согласятся с нами в том, что наиболее тяжёлые для народа – смутные времена наступают в периоды безвластия. Только не нужно смешивать власть, прямо установленную Богом, с властью, им попущенной.
Очевидно, что миссия РПЦ в конечном итоге сводится к тому, чтобы служить Богу. А кем себя должна ощущать Московская Патриархия? Институтом гражданского общества, переживающим не самые лучшие свои времена? Или же нештатным органом государства, вышедшим из-под контроля российского общества? И не забыли ли церковные иерархи заповедь Иисуса «Кто не со Мною, тот против Меня. И кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк 11,21-26)?
В последнее время актуализировалась проблема правосудия. Некоторые горячие головы предлагают создавать конфессиональные суды. О том, что такой суд христианам не нужен, свидетельствует позиция Святейшего Патриарха Тихона. На вопрос во время выступления со свидетельскими показаниями на процессе 54-х священников 5 мая 1922 года «считаете ли вы обязательными законы, существующие в государстве», он ответил «Да, считаю, поскольку они не противоречат правилам благочестия» (Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000, с.134).
Верующие люди, следуя законам светского государства, не должны забывать о пределах своего послушания властям. И если власти препятствуют соблюдению библейских заповедей, «должно повиноваться больше Господу, нежели человекам" (Деяния Апостолов 5:29).
Главным критерием для каждого христианина остаётся осознание богоугодности своих деяний. Следовательно, повиноваться властям он должен лишь до тех пор, пока власти не призывают его к действиям, которые христианин мог бы посчитать греховными.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Если же у христианина возникает сомнение в истинности властного установления, он может посоветоваться со своим духовником, а если его нет рядом, прислушаться к Богу.
Да, власть за это может его наказать, как это уже не раз случалось в иные времена, но «если страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь» (1-е Петра, 3:14).
А.Ф. Кони писал, что соединение церкви и власти всегда приводит к дурным результатам. Но почитание власти и заискивание перед властью в надежде на политические дивиденды – это, добавим, разные вещи.
Для власти совершенно естественным представляется использование в своих целях самых различных институтов. И Церковь, конечно же, не исключение. Но ведь и Церковь способна влиять на государство, понуждая его служить обществу. А для этого она должна сохранять свободу от государства, потому что двум богам одновременно не служат.
Да, у Церкви есть сила. Но она не должна призывать паству противостоять власти, демонстрируя тем самым эту силу, ведь сила христианина в его смирении перед Богом, который может «наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится» (2-е Коринфянам 10:6).
Комментарии читателей (0):