Эксперт ИА REX правозащитник Ефим Андурский предложил обсудить проблемы взаимоотношений РПЦ с государством и обществом.
ИА REX: РПЦ — это организация, способствующая государственной политике или это своего рода институт гражданского общества, призванный сеять доброе разумное и вечное?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Проблема взаимоотношений церкви и государства проявится в полный рост, когда Россию возглавит откровенно слабый руководитель, который уже никем не будет прикрыт из-за спины. В тот момент церковь не сможет уйти от соблазна — как это всегда случалось в истории мира, — и продиктует власти свою волю.
Церковь, как абсолютно отдельная и специфическая ниша, никогда не являлась институтом гражданского общества — это не её функция. Именно поэтому церковь и отделена от государства, а совсем не из политических соображений. Не надо также постоянно путать церковь и школу. Задача церкви — жизнь после смерти, а не диеты через пост и не закалка в проруби. Страшнее ереси, чем подмена церкви некой разновидностью общественной организации, видимо, быть не может.
Указанный сбой духовного прицела как раз и порождает побочные инсинуации, которые обязательно будут использованы против самой церкви, и в первую очередь её внутренними, подземными течениями. К примеру, байкеры, на американских Harley Davidson и с соответствующей атрибутикой, дают все основания зачислить в активные поклонники православия, в ближайшем будущем, ещё и футбольных фанатов. Не исключено, что традиционные, тихие и богомольные бабушки со свечками, которые в последнее время олицетворяли паству, уйдут в прошлое, дав дорогу православным кикбоксерам, поп-исполнителям и резидентам «Камеди клаба», ведь все они являются такими же достойными гражданами своей страны.
При этом церковь, к сожалению, не даёт ответа на самые важные социальные и общественные вопросы. К примеру: почему пьющий и курящий человек, сидящий на сырьевой трубе, ежедневно изменяющий законной жене, но при этом регулярно посещающий храмы и дающий им деньги, считается для церкви намного более приемлемой кандидатурой, чем прекрасный, здоровый, но до сих пор невоцерковлённый семьянин?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Главное предназначение церкви на земле — надзор за больными, нищими, потерявшими работу, зарплату и веру. Когда её прицел качнётся именно в эту сторону — а не в сторону власти и не в сторону шоу, — уже никто не сможет швырнуть в неё тротуарную плитку. Просто не поднимется рука бросающего.
Стратегическим побочным эффектом церковной активности является тот факт, что на фоне всех этих шоу всё серьёзнее и всё надёжнее вдруг начинает смотреться мусульманская конфессия России, которая, пока что, тихо и ненавязчиво стоит в стороне и зарабатывает очки буквально на пустом месте.
Андрей Куприков, политолог, сопредседатель Волгоградского регионального отделения «Деловой России»:
Церковные стояния и моления сегодня больше похожи на истерику и попытку укрепить свою значимость в глазах оторопевшей и всё громче негодующей паствы. А заодно и к власти лишний раз проапеллировать, мол, мы одно целое, с одними принципами, установками и с очень похожим персоналом.
Но если «путинги» обозначили социальный раскол, противопоставив Уралвагонзавод сетевым хомячкам, то политтехнологи в рясах пошли дальше, проведя границу по религиозному признаку. В ход идет всё: и своз народа автобусами, и крестный ход во главе с патриархом, и религиозные артефакты, как то гвоздь из распятия и икона со следами пуль. Объединяет же «путинги» и «гундяинги» один зловещий лозунг: Кто не с нами, тот против нас. А это уже не скоморошный, а вполне реальный экстремизм. И если власть ещё смогла остановиться и погасить нарастающую взаимную агрессию, прекрасно понимая, какой кровью она может закончиться, то «служители Господни» вряд ли на это способны, потому что очень похожи на безумцев, играющих с бензином и спичками в наглухо закрытом помещении.
Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):
А давайте, всё разделим! Государство, церковь, СМИ... У каждого функция своя. Но есть аксиома: обсуждения чьих-то действий появляются там, где действия неверны или не эффективны. Простой пример: если водитель автобуса ведёт автобус правильно, то пассажиры вообще забывают о том, что где-то там впереди есть кто-то, от кого зависит их перемещение в пространстве и сама жизнь. Обсуждения начинаются тогда, когда движение резкое и все падают, или сворачивает автобус не туда, а если свернул совсем не туда, то к обсуждению подключатся не только пассажиры, но и СМИ.
Вывод простой: если начали журналисты «подглядывать» за патриархом, а народ — обсуждать взаимоотношения церкви с государством, значит, не выполняет церковь своих функций. Сила Церкви не в количестве храмов, а в величии духа. В военные времена всё понятно — есть общая цель, объединяющая государство, народ и церковь. А в мирное время за ежедневный подвиг медаль не дают, но подвиг делать всё равно надо. Каждый день.
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
Раз за разом христианские церковные организации нарушают завет Христа «Богу богово, а кесарю кесарево», и платят за это тяжёлую цену. Церковь, как и вообще любая религиозная организация не должна заниматься политикой. История показывает, что государственные религии со временем теряли последователей и самих себя. Длинная история участия РПЦ во власти привела к нынешнему печальному положению этой организации. Прошедший в Москве в воскресенье молебен в защиту веры, несмотря на старания организаторов и присутствие практически всех прихожан РПЦ, собранных по Москве и привезённых из регионов, собрал до смешного мало людей 50-60 тыс человек. Для того, чтобы общество серьёзно отнеслось к церкви, к заявлению о православном народе, нужен, по крайней мере, миллион.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
В идеале, Церковь — это объединение людей во имя Бога. Но с РПЦ произошло нечто подобное тому, что произошло с иудаизмом: она стала Церковью одной нации. Если католиками могут быть поляки, французы, бразильцы и даже арабы, лютеранами — немцы, шведы, финны и т.п., то прихожане РПЦ в своём большинстве — русские и граждане России. И поэтому Церковь начинает пытаться представлять интересы конкретного государства, что не всегда соответствует её статусу объединения людей во имя Христа.
Комментарии читателей (1):