Китайско-бразильская инициатива и выбор НАТО: мир или война

В Нижнем Новгороде главы МИД БРИКС обсудят новый мирный саммит?
7 июня 2024  15:06 Отправить по email
Печать

На фоне очевидного провала предстоящей швейцарской конференции по украинскому конфликту в Бюргенштоке и перспектив жесткой эскалации с Западом, о которых президент России Владимир Путин предупреждал ведущие мировые СМИ на встрече на полях ПМЭФ, набирает инерцию новая тенденция. Она пока находится в тени основных событий, и оценивать её поэтому трудно. Но она, похоже, важная.

По порядку. 23 мая в Пекине прошла встреча главы МИД Китая Ван И с политическим советником президента Бразилии Селсу Аморимом. Обсудив тупик в украинском конфликте, политики несколько переработали китайские мирные предложения февраля 2023 года, адаптировав их к современности. «Двенадцать пунктов», обнародованных тогда китайским МИД, были спрессованы в шесть. Приводим их конспективное изложение:

- деэскалация (точнее, избегать эскалации);

- созыв [новой, взамен швейцарской] международной мирной конференции;

- гуманитарная помощь;

- не допустить применения ОМП, прежде всего ядерного;

- не атаковать АЭС;

- отказаться от мирового раскола на противоборствующие блоки.

После этого, находясь в Сингапуре, куда занесло на конференцию по безопасности в АТР «Диалог Шангри-Ла», проходившую с 31 мая по 2 июня, Владимир Зеленский обрушился на Китай. И обвинил Пекин в подрыве саммита в Швейцарии, в том, что Китай использует своё влияние в развивающемся мире, чтобы отговаривать страны от поездки в Бюргеншток. При этом он противопоставил Китаю США, которые Киеву-де помогают. У Зеленского не получилось в Сингапуре встретиться с представителями китайской делегации, и он в кулуарах изливал раздражение тем, что Пекин воспринимает Киев лишь как «инструмент Вашингтона».

Ранее на ИА REX: Зачем БРИКС Турция, а Турции БРИКС

4 июня в Пекин с визитом прибыл глава МИД Турции, бывший главный турецкий разведчик Хакан Фидан, пользующийся особым доверием президента Реджепа Тайипа Эрдогана. REX об этом подробно сообщал. Если сухой остаток, то: очень похоже на обмен вступления Турции в БРИКС, о стремлении к которому было объявлено параллельно, на поддержку Анкарой китайско-бразильского мирного плана. Турция – поддержала. Ван И по итогам переговоров с Фиданом отметил:

БУДЬТЕ В КУРСЕ

"Международное сообщество должно ускорить подготовку по-настоящему эффективной мирной конференции по Украине".

5 июня Ван И делает еще одно важное заявление: «Миру нужно высказать объективные, сбалансированные, позитивные и конструктивные голоса». Он отмечает, что более двух десятков стран, конкретно 26, поддержали совместную мирную инициативу Китая и Бразилии по проведению мирной конференции по решению украинского кризиса с участием России и Украины, которую планируется организовать в альтернативу швейцарской. Дополнительно становится известно о предварительном согласии обсудить на таком форуме китайско-бразильскую инициативу ещё 60-ти стран. На этом фоне начинают проходить Telegram-утечки, что форум может состояться осенью; потенциальное место проведения – Саудовская Аравия, которая, кстати, от участия в Швейцарии отказалась. Отметим также в связи с этим, что саудиты ранее провели у себя два из пяти саммитов, с помощью которых Запад вместе с Зеленским готовил швейцарскую конференцию: второй, в августе прошлого года в Джидде, и четвертый, в декабре, в Эр-Рияде. (Первый саммит – июнь 2023 г. [Копенгаген], третий – октябрь [Мальта]), пятый – январь 2024 г. [Давос]). Отметим: Китай, представленный спецпредставителем правительства КНР по делам Евразии Ли Хуэем, присутствовал только на одном саммите – в Джидде, и именно китайское участие тогда развернуло позицию глобального Юга; страны, которые раньше называли развивающимися, отказались поддерживать киевский режим и его западных покровителей. Все последующие саммиты, на которых Китай отсутствовал, Запад пытался перетаскивать глобальный Юг на свою сторону, но безуспешно. Сегодня эти страны массовыми отказами от участия в конференции в Бюргенштоке фактически ее провалили.

В тот же день, 5 июня, в Пекин прибывает еще один визитер – заместитель главы МИД Украины Андрей Сибига; причем, с китайской стороны анонсируется, что встречу запросили из Киева. С Сибигой встречаются заместитель главы МИД Сунь Вэйдун, спецпредставитель Ли Хуэй, замглавы Международного отдела ЦК КПК Чэнь Чжоу. Итог переговоров – следующее заявление китайского замминистра:

"Китай готов работать с Украиной для реализации важного консенсуса, достигнутого главами двух государств, продолжения хорошей традиции взаимного уважения и искреннего отношения друг к другу, всегда ориентироваться на фундаментальные и долгосрочные интересы народов двух стран, содействовать обмену и сотрудничеству во всех областях, а также поддерживать и развивать китайско-украинские отношения".

Формулировка про «консенсус лидеров» для китайской дипломатии стандартная. Но при этом отметим, что единственный контакт Си Цзиньпина с Зеленским имел место лишь в телефонном разговоре, который состоялся в конце апреля прошлого года, когда уже появились «Двенадцать пунктов» мирного урегулирования китайского МИД, к которым Запад отнесся настороженно, а Киев – негативно. Ни о каком «консенсусе» тогда не сообщалось. В день визита Сибиги украинский МИД публикует заявление, выдержанное в радикальных тонах антикитайской критики со стороны Зеленского. Там считают, что каким будет мир, должен определять Киев, на основе «формулы Зеленского», и сетуют на объявленное за два дня до этого, 3 июня, отсутствие Китая в Бюргенштоке.

Что происходит? Повторим: точно сказать пока трудно. Во-первых, дополнительно к этому сегодня, 7 июня, объявлено о предстоящем визите в Россию Ван И, который примет участие в нижегородской министерской встрече глав МИД стран БРИКС, которая пройдет 10-11 июня в рамках подготовки к октябрьскому саммиту лидеров объединения. Кстати, в связи с заявлением о готовности Турции присоединиться к БРИКС, в Нижнем ожидается и министр Фидан. Безусловно, пройдут встречи на полях, после чего следует ожидать каких-либо заявлений с российской стороны, которая пока эту ситуацию не комментировала. Министр Сергей Лавров в эти дни находится в турне по Африке. На данный момент единственное официальное лицо, которое что-то сказало, — это зампред Комитета по международным делам Совета Федерации Андрей Климов, отметивший, что Москве проще контактировать с Киевом через посредничество Пекина, чем Вашингтона. Все остальное – экспертные мнения, которые в отсутствие официальной реакции можно опустить.

Во-вторых, констатируем, что Турция, на территории которой проходил в 2022 году саммит с провалившимися договоренностями, стремится вернуться к идее урегулирования, и активные переговоры с Китаем говорят о попытке найти точки соприкосновения «стамбульского» варианта с китайско-бразильским. Кстати, из последнего, заметим, исключен первый из первоначальных «Двенадцати пунктов» - о территориальной целостности. Ясно, что в новых реалиях он представляет собой предмет спора, по которому невозможно придти к согласию при сохранении Киевом прежней позиции; с учетом ситуации «на земле» придется ориентироваться на российскую его трактовку.

В-третьих, обращает внимание, что два из шести пунктов, принятых Ван И и Аморимом, посвящены ядерной тематике, которая, в свою очередь, оперативно поставлена во главу угла и швейцарской конференции взамен «формулы Зеленского». Случайных таких совпадений не бывает, особенно если учесть, что трансформация повестки была осуществлена Зеленским после встречи с госсекретарем США Энтони Блинкеном вслед за возвращением того из Пекина. Это означает, что в Вашингтоне по итогам переговоров в китайской столице внесли коррективы в некоторые свои планы. В результате и Джо Байден отказался от поездки в Бюргеншток, и уровень представительства других стран стал стремительно сворачиваться. На этом фоне в тех же США, несмотря на очевидную эскалацию, в том числе в ядерной сфере – испытания шахтных МБР Minuteman-3, обещания ужесточить ядерную стратегию – пошли разнообразные утечки, что Зеленский Вашингтону надоел и может быть заменен другой фигурой, способной договариваться. Валерием Залужным? А теперь в связи с этим вопрос: с чем на самом деле ездил в Пекин Сибига на фоне антикитайской обструкции своего же МИД? Кого он там представлял в такой ситуации? Никто ведь даже не ставит вопрос о том, почему в Пекин не поехал глава МИД Дмитрий Кулеба? Потому, что с ним там разговаривать не о чем? А с Сибигой – есть о чем?

И можно ли полностью исключить версию, что за Сибигой на Западе стоят круги, настроенные на замену Зеленского? Отметим: он назначен в МИД только в апреле нынешнего года, до этого находился в должности замглавы президентского офиса, то есть Андрея Ермака. Послужной список включает работу уже при нынешнем киевском режиме послом в Турции. То есть представляет собой несомненный канал связи между Анкарой и Киевом. Напомним: президент Белоруссии Александр Лукашенко на совместной пресс-конференции с российским лидером в Минске заявил, что в Киеве есть много тех, кто присматривается к власти – и военных, и гражданских. А Турция – уже в «миротворческой» коалиции с Китаем и Бразилией и на пути в БРИКС. Как минимум, первое, что приходит в голову: прав сенатор Климов. Мы наблюдаем перенос посредничества с западной, швейцарской почвы на восточную, с участием Китая, а упор в обсуждаемых вопросах переносится с территориальной целостности «формулы Зеленского» на ядерную безопасность. «Границы 1991 года» уже не актуальны, а угроза ядерной войны чрезмерно велика? Запад вынужден с этим согласиться на фоне эскалации, или эскалация прикрывает разворот западных «кукловодов» из «глубинного государства»? Или она для того, чтобы напугать Россию, не дав ей продвинуться как можно дальше до момента «заморозки», о которой Клаус Шваб проболтался российским пранкерам? Или – тоже вариант, который не сбрасывается со счетов – США «закусили удила», и действительно готовы к ядерной эскалации? А швейцарское решение им для того, чтобы развязать себе руки, поставив Россию перед необходимостью применить ядерное оружие, как об этом заявил Путин в Санкт-Петербурге мировым СМИ?

Кстати, насчет 70-75 килотонн, о которых наш лидер говорил журналистам:

"Американцы, Соединенные Штаты – единственная страна, которая использовала ядерное оружие во Второй мировой войне: Хиросима, Нагасаки – 20 килотонн. Наше тактическое ядерное оружие – 70–75 килотонн, такое ядерное тактическое оружие. Давайте не доводить не только до использования, а даже до угрозы использования".

75 килотонн – не тактическое ядерное оружие, а оперативного класса; тактическое – до 20 Кт, это оружие поля боя, стратегическое – от 500 Кт; между ними – как раз оперативное. Есть и обновленная, более детальная классификация, но и там 75 Кт – «средняя» мощность, то есть отнюдь не тактическая. Поэтому не случайно, что когда анонсировали наши ядерные учения, речь шла о «нестратегическом» оружии, то есть о тактическом плюс средней, оперативной мощности. Но Путин не оговорился; просто далеко не все журналисты в курсе этих нюансов, они знают тактическое и стратегическое; фраза «такое вот тактическое…» это объясняет. 75 Кт – мощность не для поля боя. Не для прорыва обороны противника, как на Тоцких учениях 1954 года, где одним из подразделений такого прорыва на участке нанесения (реального) ядерного удара у автора этих строк командовал отец. И кое-что рассказывал из подробностей еще тогда, когда мы оба служили. На поле боя мощность требуется намного меньше, иначе своих придется, демаскируя намерения, отводить далеко назад, чтобы их не зацепило, и пока они оттуда выдвинутся обратно к переднему краю, противник дыру в обороне заткнет. 75 Кт - это для ударов по тылам, причем, глубоким. Дальность у того же «Искандера» - до 500 км в обычном снаряжении. А в ядерном - еще больше, ибо специальный боеприпас легче. Это ОТР – оперативно-тактическая, а не тактическая ракета: за 500 км. Да и не все ТТХ раскрываются до конца. А если из Калининградской области? Циркуль в помощь. И Путин про 75 Кт - это «пас» не журналистам, которые, как сыронизировал Дмитрий Песков, действительно ничего не поняли, а стратегам, принимающим решения, которые в этом разбираются. И в состоянии прочитать российское предупреждение, что бить будем отнюдь не по Украине, где целей для такой мощности попросту нет.

Уже приходилось подчеркивать: два варианта на столе. Мир – но на российских условиях. Китайско-бразильскую инициативу, как и возрождение китайской активности на этом направлении в целом, ряд экспертов оценили как понимание Пекином, что Россия теперь своего уже не упустит. Или военная эскалация до порога, до которого, по словам Путина, лучше не доводить. Мяч – на западной стороне. Ну а министерский саммит БРИКС в Нижнем Новгороде через три дня, не исключено, обещает сенсации. Останется ли после этого смысл вообще собираться в Бюргенштоке – узнаем.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть