10-11 июня в рамках российского председательства в БРИКС пройдет встреча глав МИД объединения в Нижнем Новгороде. Будут обсуждаться вопросы подготовки к саммиту на уровне глав государств БРИКС, который состоится в октябре в Казани. Однако в канун министерской встречи события приобретают и другой, более лихой оборот. Находящийся с официальным визитом в Китае глава МИД Турции Хакан Фидан, кстати, бывший руководитель турецкой разведки, поднял на встрече китайским коллегой Ван И, который, помимо внешней политики, отвечает еще за вопросы безопасности, тему вхождения Анкары в БРИКС. Отметив, что объединение предоставляет «хорошую альтернативу», надо полагать, миропорядку «по-американски», Фидан выразил надежду, что «что-то» может получиться уже в этом году, то есть в Казани, и высказал пожелание поучаствовать в нижегородской министерской встрече.
Ранее на ИА REX: Зачем БРИКС Турция, а Турции БРИКС
Эксперты уточняют, что хотя это и сенсация, тема, строго говоря, не новая. Президент России Владимир Путин приглашал Турцию в БРИКС еще в 2018 году, во время саммита в южноафриканском Йоханнесбурге, который посетил турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган. Однако с тех пор вопрос больше не поднимался, и его актуализацию сейчас связывают с быстрым расширением БРИКС, который уже увеличился с пятерки до десятки участников. Представляется, однако, что интерес Турции связан не только с экономикой, но и с геополитикой. Во-первых, эта страна – член НАТО со второй по численности в альянсе армией. Во-вторых, Турция много лет просилась в ЕС, ей долгое время обещали, но теперь, после того, как все эти обещания остались невыполненными, турки либо ставят на Европе крест, либо собираются, наоборот, подтолкнуть процесс, напугав европейцев уходом в противоположном направлении. Но есть и третий вариант: БРИКС после совместной китайско-бразильской миротворческой инициативы по Украине входит в роль самостоятельного глобального института, который становится альтернативой однобокой и однополярной политике коллективного Запада. Появляются и новые перспективы для миротворчества, а Турция постоянно выдвигает мирные инициативы и даже, как помним, предоставила свою территорию под сорванные британской стороной Стамбульские договоренности марта 2022 года. О том, куда может качнуться маятник событий вокруг украинского конфликта, рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Отметим очень важную вещь. Визит Фидана в Пекин пришелся на завершающий период подготовки министерской встречи БРИКС. И на фоне отказа Китая в ней участвовать, а также в условиях распространения слухов, что США, несмотря на демонстративную готовность к эскалации конфликта на Украине, меняют свое отношение к Владимиру Зеленскому в условиях завершения его легитимности. В Вашингтоне не исключают «каких-то внутренних событий», который откроют новые возможности и устранят угрозу прямого столкновения НАТО с Россией, в стремлении к которому на Западе стали подозревать главаря киевского режима. Здесь следует еще отметить, что Западу не удалось «продавить» Китай. Вспомним, когда и при каких обстоятельствах была обнулена «формула Зеленского»? Госсекретарь Энтони Блинкен приехал в Пекин, начал там угрожать санкциями за взаимодействие с Россией; все, однако, закончилось тем, что ухав из китайской столицы, Блинкен срочно и внепланово примчался в Киев, после чего Зеленский изменил свою «формулу», позабыв про «границы 1991 года» и поставив в центр ядерную безопасность. Это что ж такое сказали Блинкену в Пекине, какую перспективу ему нарисовали, что США пошли на столь резкие действия, не постеснявшись даже фактического обнуления швейцарской «украинской конференции»? – задается вопросом политолог.
Второй момент. Как только «формула» была изменена, в ряде СМИ пошли утечки, что на осень уже планируется другая, альтернативная конференция, что пройти она может в Саудовской Аравии, которая, кстати, вслед за Китаем проигнорировала швейцарские посиделки, а также что в Швейцарии собираются теперь уже для отвода глаз. Объявили уже, растрезвонили на весь мир – назад же не забирать, расписываясь в несостоятельности. Впрочем, представляется, что существует еще один вариант: что Швейцария будет использована для крупной провокации с обвинением в ней Москвы и возвратом к конфронтационному треку. Какой из двух сценариев возьмет верх – это и решается как раз в эти дни. По какой причине последовали массовые отказы первых лиц ехать в Бюргеншток, где конференция пройдет – потому, что не будет Джо Байдена и никого от Китая, на присутствии которых настаивал Зеленский, а когда не получилось, просто Китаю нахамил? Или не хочется попадать под раздачу по линии безопасности, «если что»? Скоро узнаем, полагает эксперт.
В ситуации вот этой неопределенности Восток опережает Запад. Встреча в Нижнем Новгороде пройдет раньше и – внимание! Фидан в Пекине заявил о желании присоединиться к БРИКС, намекнув на Нижний, а его коллега по переговорам Ван И центральным вопросом, которому уделил наибольшее внимание, поставил созыв альтернативной конференции после провала Швейцарии.
Чем больше стран поддержит консенсус из шести пунктов [Китая и Бразилии], тем ближе день, когда будет созвана настоящая мирная конференция, и тем светлее будут перспективы мира.
Во-первых, случайных совпадений не бывает, и если эти нарративы – членства Турции и новой конференции – продвигаются одновременно, значит, они взаимосвязаны. Скажу больше. Скорее всего, это две части единого плана, который появился именно после фиаско Блинкена в Пекине. Напомним, после этого госсекретарь успел и в Эр-Рияд, причем, намного раньше Киева. Погрозил оттуда российскому лидеру Владимиру Путину. Видимо, сделал это сгоряча, а потом одумался и поехал «вправлять мозги» Зеленскому, поменяв тому его «формулу», благо она все равно американского происхождения. Что такое сказал и предложил Блинкену наследный принц Мохаммед бин Сальман, после чего «формула» поменялась, а в инсайдах появилась тема саудовского осеннего саммита – это интересно и очень важно, констатирует Павленко. Есть и другой признак коррекции закулисных процессов: прекратились эксцессы с первыми лицами. Погибший президент Ирана Ибрахим Раиси пока последний в этом скорбном списке, причем, вопрос возможной диверсии закрыли сами иранские власти, уточняет эксперт.
Во-вторых, намек Фидана, что все может решиться уже этой осенью, то есть Турция войдет в БРИКС в форсированном режиме, можно интерпретировать и так, что Эрдогану нет замены в системе нового варианта мирного урегулирования, которая возможно разрабатывается. Самое главное, что для этого создана основа – китайско-бразильский вариант из шести пунктов, которые Ван И лично согласовал с советником президента Бразилии Лулы да Силвы – Селсу Аморимом. Главный пункт - второй:
Китай и Бразилия поддерживают созыв …международной мирной конференции, которая будет признана как Россией, так и Украиной, обеспечит равноправное участие всех сторон и честное обсуждение всех вариантов мирного урегулирования.
«Честное обсуждение всех вариантов» - это, как мы понимаем, приоритет китайского варианта, который Запад долго игнорировал, а теперь, на фоне провала в Швейцарии, уже не обращать внимания не может, ибо рискует остаться не только ни с чем, но и на обочине процесса. Отметим: Блинкен «снял» Зеленскому его «формулу» 14 мая, а Ван И и Аморим встретились 24 мая. То есть, получив в Пекине «на орехи» вместе с гарантиями подключения Китая на его, а не американских условиях, Блинкен, оказавшись под давлением еще и со стороны бин Сальмана, собственными руками расчистил поляну для Китая и Бразилии. Повторю: это моя версия, но она соответствует фактам последнего месяца, отмечает Павленко.
Что дальше? Вопрос еще не решен. Напомним про два варианта. Новая конференция в Саудовской Аравии на основе китайско-бразильских предложений, с турецким участием и явно без надоевшего уже и американцам Зеленского, тем более «просроченного». Или, видно, чувствуется, что в «глубинном государстве» многие с первым не согласны, — новая эскалация, круче прежней. В пользу первого варианта говорят дипломатические маневры. В пользу второго – маневры военные, в числе которых разрешение бить в глубину российской территории западным дальнобойным оружием. Очень похоже, что мир встал на развилку, и разрешить эту дилемму в пользу политической вменяемости как раз и способна нижегородская встреча глав МИД БРИКС, на которой с участием Фидана наверняка обсудят вопрос урегулирования, а призом Турции за помощь может оказаться билет в БРИКС, эдакий мощнейший щелчок по носу бюрократам из ЕС. Если в Нижнем будут достигнуты принципиальные договоренности, Западу ничего не останется, кроме как свернуть швейцарский вариант до формально-проходного уровня, никому не нужного. И сосредоточить усилия на избавлении от Зеленского. Времени до осени, думается, Байдену с Блинкеном хватит, и внутри самих США новую конференцию можно будет «продать» за триумф «стратегической ответственности» администрации демократов. Хотя настоящую цену этой на самом деле безответственности мы хорошо знаем. Ожидаем если не развязку, то указывающие на нее шаги, возможно, в ближайшую десятидневку, заключает обозреватель REX.
Комментарии читателей (0):