Китай заинтересован в развитии Севморпути

28 мая 2024  18:39 Отправить по email
Печать

В новейшей истории российско-китайские отношения трансформировались с позиций, которые принято называть конструктивным партнерством, до уровня стратегического взаимодействия.

Важнейшей сферой сотрудничества двух стран, закрепленных на уровне государственных документов, стало совместное сотрудничество в вопросах освоения Арктики. Стороны подчеркивали, что совместное освоение арктических пространств способно дать импульс развитию взаимодействия в других взаимосвязанных областях, например, в транспортной сфере – в совместном развитии Северного морского пути.

В настоящее время Северный морской путь (СМП) приобретает особое значение не только с точки зрения вывоза природных ресурсов с российской территории, но и с точки зрения транзита грузов из Азии в Европу и обратно. Наряду с этим стоит отметить, что ряд экспертов по-разному оценивали перспективы присутствия Китая в Арктике в качестве стратегического партнера России, говоря о «китайской угрозе» для Арктики. Такие позиции экспертов основывались на различиях в трактовках международных документов, посвященных Арктике («Договор о Шпицбергене» от 1920 г., Конвенция ООН по морскому праву от 1980 г.), включая спектр нерешенных аспектов арктической повестки.

Китай рассматривает Арктику в виде «общего наследия человечества», что подразумевает интернационализацию СМП, и, как следствие, возможность использования данной магистрали всеми участниками освоения Арктики. Очевидно, что такие взгляды идут вразрез с официальной позицией Москва по этому вопросу.

Россия же занимает однозначную позицию, заявляя о том, что трасса Северного морского пути пролегает в водах, принадлежащих Российской Федерации, а значит, проход в этих водах должен регламентировать законодательством Российской Федерации.

Наряду с этим, несмотря на указанные разногласия, часть экспертов высоко оценивают перспективы российско-китайского сотрудничества в Арктике, в том числе в энергетической и транспортной сферах. Компании из КНР могут выступать как партнерами, так и инвесторами в энергетических и транспортных проектах, реализуемых в российской Арктике, что может обеспечить трансфер передового технологического опыта. Другим ключевым фактором такого сотрудничества может стать диверсификация финансовой нагрузки в рамках совместной реализации проектов.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Руководством двух стран обозначена цель дальнейшего расширения взаимодействия в сфере инноваций, промышленной кооперации и технологического сотрудничества. Москва заявила о своей готовности поддержки таких совместных российско-китайских проектов: сегодня существует порядка 80 инвестиционных проектов, общий объем инвестиций которых превышает $165 миллиардов.

Китайская народная республика демонстрирует стратегический подход к совместной реализации энергетических проектов в Арктике, имея в своем активе доли в совместных предприятиях с энергетическими компаниями России («Ямал СПГ», «Арктик СПГ 2»).

Китай демонстрирует по-настоящему взвешенный и стратегический подход в проведении как внутренней, так и внешней политик. Руководство КНР стремится смотреть вперед на несколько десятилетий и даже столетий. Доказательством этому служит принятие в ближайшее время 200-летней стратегии развития государства. И Арктика занимает в экономической повестке государственной стратегии Китая весьма значимую позицию.

Стоит отметить, что, не имея выход к Северному ледовитому океану, Китай сумел добиться получения статуса «около-арктического» государства (Near-Arctic State, 近北极国家), обосновывая свой интерес к участию в изучении Арктики, происходящими в ней изменениями климата, что имеет большое значение для Китайской народной республики.

Перспективы российско-китайского сотрудничества в Арктике

Отдельного внимания заслуживают перспективы использования Северного морского пути в свете складывающей геополитической ситуации на Ближнем Востоке. Заявления Израиля о полной блокаде Сектора Газа, присутствие военно-морского флота США в восточной части Средиземного моря, а также потенциальное вовлечение Египта в конфликт (напомним, через Египет проходит Суэцкий канал — главная мировая грузовая артерия, соединяющая Средиземное и Красное моря) — факторы создающие значительные военные и транспортные риски, ведущие к повышению ставок фрахта, страховых премий, что, в конечном счете, будет сказываться на себестоимости перевозимой продукции и ослаблению ее позиций на мировых товарных рынках.

В свете данных событий использование КНР Севморпути для поставок сжиженного природного газа в страну для решения вопросов энергетической безопасности, а также транзит грузов из Китая в Европу — является более, чем перспективным решением, обеспечивающим скорость, экономическую выгоду и безопасность.

Экспорт СПГ из России в Китай в 2023 году вырос на 23%. И объем экспорта СПГ имеет тенденцию к росту, в том числе по объему транспортировки через СМП. Конфликт на Ближнем Востоке напрямую влияет на мировые логистические потоки. Так, стоимость грузоперевозок через Суэцкий канал — кратчайший действующий путь из Китая в Европу — в 2024 года выросла до $7 тыс. за контейнер, тогда как до начала ближневосточного кризиса составляла всего $750. Обходной путь вокруг Африки через мыс Доброй Надежды, который сейчас активно используют как альтернативу, и длиннее по расстоянию, и дороже в среднем в полтора, а в отдельных случаях и в два раза, чем путь через Суэц.

В отличии от ближневосточных каналов, СМП лишен военных и логистических рисков. Если раньше считалось, что СМП на начальном этапе может претендовать на 10-15% трафика Суэцкого канала, то в свете текущей геополитической ситуации эта цифра может вырасти как минимум в два раза.

Китай является главным внешнеторговым партнером для порядка 140 стран, зарегистрированных в ООН. Очевидно, что необходимо обеспечение регулярных и безопасных поставок продукции из Азии к конечным потребителям, что может обеспечить именно СМП. Несмотря на существующие макроэкономические и внешнеполитические вызовы, за 2023 год по арктическим морям было доставлено 36,254 млн тонн грузов с превышением целевого показателя более чем на 250 тыс. тонн. Транзитные перевозки на СМП также вышли на новый исторический максимум в 2023 году — 2,129 млн тонн грузов.

О востребованности северного коридора и заинтересованности в нем грузоперевозчиков говорят и данные Росатома, который является инфраструктурным оператором СМП. Всего в 2023 году было выписано 1,218 тыс. разрешений на движение судов в акватории СМП (в 2022 году — 1,163 тыс.), в том числе 115 — иностранным компаниям (в 2022 году — 55).

Интерес к транзитным перевозкам по СМП сохраняется. Успешный опыт международных транзитов доказывает эффективность морских перевозок грузов крупнотоннажными судами по СМП. Так, осенью 2023 года контейнеровоз New New Polar Bear (Гонконг) стал первым международным судном в новейшей истории РФ, которое прошло по СМП. Можно сколько угодно политизировать российские арктические проекты, но зарубежный бизнес невозможно заставить делать то, чего он не хочет.

Алексей Фадеев, доктор экономических наук, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, профессор Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, специально для Telegram-канала СМП.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть