Вопрос деофшоризации является одним из ключевых в контексте развития русской экономики. Постоянный отток капитала, который, увы, типичен для нашей страны, вымывает из России десятки, а иногда, и сотни миллиардов долларов. Эти деньги оказываются потерянными навсегда.
На этом фоне достаточно забавно звучат рассказы системных либералов о том, что отток капитала – абсолютно нормальная практика. Ведь если наша экономика экспортирует товаров и услуг больше, чем покупает, то образовывается профицит торгового баланса. И куда же девать этот профицит? Конечно, выводить! Ведь, по мнению системных либералов, наша экономика не способна перерабатывать столь большой объем финансовых ресурсов. А, значит, эти деньги нам не нужны.
Именно такая логика привела к тому, что с 2014 по 2022 год включительно из нашей страны было выкачено 705,3 млрд долларов. Эти деньги не вернутся никогда. По нынешнему курсу – 68,414 трлн рублей. Для сравнения – расходы федерального бюджета на 2023 год запланированы в объеме 29,055 трлн рублей.
Впрочем, проблема офшоризации нашей экономики является более сложной, чем кажется на первый взгляд. Это не только сугубо вывод средств де-факто российскими компаниями в пользу офшорных бенефициаров. Схемы используются различные, начиная от погашения фиктивных займов, заканчивая переводами физических лиц. Последнее, к слову, является одной из главных причин происходящей ныне девальвации.
Ранее на REX: К сожалению, девальвация национальной валюты продолжается
Реальная борьба с офшоризацией русской экономики началась в марте 2020 года. Тогда Владимир Путин объявил о введение 15% ставки налога на вывод капитала по наиболее популярному «каналу» – дивидендам. Также президент поручил Министерству финансов пересмотреть соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с офшорными юрисдикциями. В том случае, если они откажутся от введения аналогичной ставки налога, СИДН должны быть расторгнуты.
Однако Минфин три года назад частично сорвал поручение президента. То есть, формально оно, конечно, было выполнено, однако ведомство Силуанова решило оставить лазейки для представителей крупнейшего бизнеса.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Так, компаниям, акции которых обращаются на бирже, было разрешено продолжать выводить деньги по льготной ставке в 5% вместо 15%. А ведь именно они вносили значимый вклад в общий отток капитала. Чем было обосновано данное решение Минфина – сказать сложно, поскольку оно напрямую противоречило целеполаганию поручения Путина.
Особого смеха в данную ситуацию добавляет брошенная заместителем Силуанова Алексеем Сазановым фраза: «Своих не бросим!». Так, Сазанов прокомментировал просьбу офшорных нидерландских компаний вроде X5 Group (бенефициар – Михаил Фридман) не увеличивать налоговую нагрузку.
Всё дело в том, что если Кипр, Мальта и Люксембург приняли условия России и переподписали СИДНы, то Нидерландам участвовать в подобном было не интересно. Голландцы, в отличие от нашего Минфина, не видели особой ценности в «российских» офшорных олигархах, выводящих деньги из России. Пусть и в их юрисдикцию.
Однако некое исключение для офшорных нидерландских компаний уже было бы прямым (а не косвенным как с Кипром) срывом поручения президента. Поэтому перед Фридманом и Ко представителям Минфина пришлось только развести руками и расторгнуть СИДН с Нидерландами.
Одновременно с повышением налога на вывод дивидендов и пересмотром/расторжением СИДН, компаниям предлагался альтернативный вариант – переехать в Россию, зарегистрировавшись в специальном административном районе на о. Октябрьский (Калининград) или о. Русский (Владивосток).
В общем, первый шаг был сделан три года назад. Однако его эффективность оценить невозможно, так как часть соответствующих положений начали действовать только с 2021 года (а в некоторых случаях – с 2022 года). В это же время процедура перерегистрации из офшора с момента подачи документов занимает даже в «мирное время» не менее года, а, если речь идет о Нидерландах, то не менее двух лет.
Начало 2022 года, как мы понимаем, сбило все планы. Соответствующие процессы были приостановлены, а в России были введены беспрецедентные валютные ограничения. В том числе, и на вывод капитала. Однако к середине лета 2022 года значительная их часть была отменена, а подкомиссия правительственной комиссии по иностранным инвестициям (возглавляемая Минфином) начала налево и направо раздавать разрешения на погашение внешнего долга (общее погашение более, чем на 100 млрд долларов) и вывод иностранцами средств.
В результате по 2022 году мы получили рекордный отток капитала в размере 243 млрд долларов. К сожалению, финансовые власти так и не осознали новую реальность. Уверен, что изначально механизм выдачи подкомиссией разрешений на проведение трансграничных операций с недружественными странами задумывался как «пожарный». На тот случай, если, действительно, остро возникнет такая необходимость. Однако Минфин превратил его в конвейер, который способствует оттоку капитала.
Читайте также: Почему из России «утекают» деньги и что с этим делать
И вот Владимир Путин вчера подписал указ, действие которого начинается незамедлительно. Действие СИДН с недружественными государствами (таких 38) полностью приостанавливается. Естественно, в списке подобных государств имеются и офшорные юрисдикции.
Даже в том случае, если Минфин выдает соответствующее разрешение на вывод средств, сумма будет облагаться налогом вне зависимости от того, подписан СИДН с той или иной страной, или же нет. Так, для вывода дивидендов налог составит 15%. Однако нас больше интересует налог на роялти и проценты. Ставка по нему составит 20%.
Таким образом, любая коммерческая выгода выводить деньги теряется. Здесь же следует упомянуть, что внешний долг многих российских компаний является фиктивным. Другими словами, их бенефициары выдают займы от иностранной кредитной организации сами себе. Недаром Вексельберг лет 5-6 назад стал ключевым акционером Bank of Cyprus.
Вместе с этим, для офшорных компаний существенным образом упростили процедуру возвращения в Россию. Если говорить простыми словами, то теперь нет необходимости получать соответствующие разрешения от офшорных юрисдикций. Достаточно просто заявить свои права на компанию и в специальных административных районах открывается соответствующее юридическое лицо.
Таким образом, новые правила в отношении офшоров фактически утрачивают и коммерческий, и юридический смысл структурирования российского бизнеса через другие государства. Конечно, я не сомневаюсь в том, что какая-то часть офшорных олигархов все равно будет до конца сидеть на Кипре или в Нидерландах, пока у них не отожмут последнее.
Однако, по логике, сейчас мы должны увидеть массовое возвращение офшоров в Россию. В общем, посмотрим на результат.
Комментарии читателей (0):