Историческое событие, известное под названием "Кровавое воскресенье", у жителей России ассоциируется с трагическими событиями в Санкт-Петербурге, когда 9 января 1905 года массовое шествие рабочих к Зимнему дворцу закончилось расстрелом верноподданнической толпы правительственными войсками. [1]
Но в Европе в ХХ веке было ещё одно Кровавое воскресенье - 11 июля 1943 года. [2] В этот день боевики т.н. Украинской Повстанческой Армии (организация, запрещенная в России) и их пособники из числа местных украинцев [3] одновременно атаковали около 100 польских сёл. Во время этих нападений совершались массовые убийства всех подряд поляков - женщин и мужчин от младенцев до стариков.
Воскресный день был выбран не случайно. Утром мирные жители польских сёл шли в костёлы на богослужения. В костёлах во время службы и на выходе из них после службы поляки подверглись нападениям боевиков УПА (организация, запрещенная в России). Расправы над безоружными мирными польскими жителями продолжались на территории сёл, в полях и в лесах, где пытались спрятаться перепуганные люди. Убийства сопровождались грабежами, поджогами, уничтожением имущества поляков.
Памятник убитым польским жителям села Паросля. Фото: © Janusz HOROSZKIEWICZ/monitorwolynski.com
Вообще геноцид украинских националистов по отношению к мирному польскому населению осуществлялся в период 1939 - 1947 годов. А его пик пришёлся на лето 1943 года. В память о многочисленных жертвах этих трагических событий с 2016 года 11 июля в Польше установлен как Национальный День Памяти Жертв Геноцида, совершённого украинскими националистами по отношению к гражданам II Польской Республики. [4] Общее число жертв этого геноцида оценивается в 200000 человек.
Существуют архивные документы, многочисленные воспоминания свидетелей, чудом уцелевших во время Волынской резни, в сети интернет доступны видео с их воспоминаниями. Поэтому известны жуткие подробности того, как боевики УПА (организация, запрещенная в России) воплощали на практике оуновские (ОУН - организация, запрещенная в России) преступные планы по ликвидации поляков на "исторических украинских землях".
БУДЬТЕ В КУРСЕ
С начала 1943 года количество бандеровских нападений на польские сёла постоянно увеличивалось, расширялась география нападений. 9 февраля 1943 года в селе Паросля бандеровцы убили 172 поляка - членов 26 семей. В основном, их зарубили топорами. В Польше эту трагедию называют "кровавой прелюдией" Волынской резни.
В селе Паросля выжили 12 тяжелораненых жителей. Среди них были 13-летний Витольд Колодыньский и его 11-летняя сестра Лиля. Поэтому известны подробности этого преступления украинских националистов, при осуществлении которого они проявили коварство и жестокость. Сначала бандеровцы убили несколько поляков, работавших на заготовке древесины в лесу около села Паросля. А после этого они зашли в само село, по несколько вооружённых бандеровцев вторглись в каждый дом. При этом незваные гости выдавали себя за советских партизан.
Витольд Колодыньский вспоминал: "Утром нас разбудил стук в окно. Отец выглянул в него и сказал, что это какое-то войско. Он решил впустить солдат в дом.
Прибывших выдал язык, на котором они говорили – они говорили не по-русски, а по-украински, который хорошо знали поляки с Волыни. От советских партизан также отличались обмундированием и вооружением - вместо винтовок имели секиры и топоры. Войдя в дом, бандеровцы велели всем жителям собраться в одном помещении.
В дом вошли около шестнадцати человек. Они прошли в большую комнату. На кухне остался только их командир. Он приказал приготовить для своего отряда еду и солому для сна. Такой приказ он объяснил тем, что его солдаты измотаны условиями партизанской борьбы. Утверждал, что они хотят прогнать немцев, но в эту ночь они должны переночевать в нашем селе, а мы должны им помогать. На следующий день они должны были уехать.
Жители занятого [боевиками] УПА (организация, запрещенная в России) села не могли покидать свои дома, даже для выполнения необходимых работ по хозяйству, без согласия кого-либо из охранявших их "партизан".
Украинцы обыскали хозяйственные постройки. Они нашли оружие, за что жестоко избили отца.
После обеда бандеровцы приказали всем жителям села лечь в своих домах лицом к полу. Потом всех связали верёвкой. Это объяснили необходимостью - чтобы избежать обвинений со стороны немцев в оказании помощи партизанам. Обоснование создавало видимость реального, потому что в окрестных лесах закладывающие мины советские партизаны привязывали к деревьям людей, назначенных немцами для наблюдения за железнодорожными путями. По отношению к людям, обездвиженным таким способом, со стороны немцев не было последствий за советские диверсии. Однако в тот момент связывание тел было лишь одним из этапов скорого преступления.
Мы легли рядом: бабушка, родители, я и младшая сестра Тереза. В колыбели осталась младшая сестра. С этого момента я ничего не помню. Я потерял сознание. Когда пришёл в себя, то слышал, как украинцы выносят предметы из дома и инвентарь со двора. Я был весь залит кровью.
Палачи наносили смертельные удары секирами и топорами, нанося ими удары по головам и другим частям тел жертв. Убивали всех независимо от возраста и пола. Самой старшей жертвой была 92-летняя Паулина Колодыньская, а самой младшей - ребёнок в возрасте нескольких месяцев, которого прибили к столу штыком.
На следующее утро мы с сестрой отважились выйти из дома. Мы хотели пойти к дяде. Тогда мы убедились в том, что все жители села были убиты".
Ужасное открытие сделал один из жителей соседней колонии Выдымер. Он приехал 10 февраля на заранее оговорённую встречу с товарищем. Также об этой резне сообщила раненая женщина, которая добралась до Выдымера. Сразу же в село Паросля начали прибывать поляки с целой гмины. Немцы задокументировали преступление.
Позднее В.Колодыньский вспоминал: "Мы были сильно замёрзшие, оцепеневшие, залитые кровью. Лиля встала сама и помогла встать мне. Вид, который предстал перед нашими глазами, был страшный. Это было невозможно охватить человеческим разумом, тем более детским умом. Головы родителей были разрублены пополам. Длинная коса мамы была отрезана. В голове отца был оставлен топор (...) Лежащую в люльке младшую, полуторагодовалую Богусю ударили топором в лоб. Долгое время она билась в конвульсиях, которые раскачивали люльку". [5]
Это было первое массовое убийство, совершённое боевиками УПА (организация, запрещенная в России), целью и результатом которого стало уничтожение не одного или нескольких человек, а уничтожение всего населения села. Так началось спланированное Организацией Украинских Националистов (организация, запрещенная в России) "очищение от польского элемента" территории Волыни и Восточной Малой Польши.
После убийства жителей села Паросля страх и паника царили в польских сёлах. Часть польского населения стало из сёл убегать в города. В некоторых населённых пунктах пытались создать отряды самообороны. Весь ужас только начинался, охватывая всё большее количество польских сёл.
26 марта 1943 года боевики УПА (организация, запрещенная в России) напали на село Липники, убив 182 поляка. [6] В ночь с 22 на 23 апреля 1943 года бандеровцы убили около 600 жителей польского села Янова Долина. Это была ночь со Страстного Четверга на Страстную Пятницу. Сначала бандеровцы обстреляли село из пулемёта и ручного оружия. Затем начали уничтожать деревянные строения, поджигая их при помощи нефти и бензина, и закидывая через окна гранаты.
Луция Арчиньская вспоминала: "Со Страстного Четверга на Страстную Пятницу ночью меня разбудили крики и гигантское свечение пожара домов и призывы украинцев. Я разбудила мужа и детей. Начинал гореть наш дом, а украинец кричал: "Женька, пидпалай двери", поэтому через окно сбежали муж с дочерью 8 лет и сыном 6 лет, а я осталась, желая что-то схватить из детской одежды, но в этой панике и в страхе я ничего не взяла и тоже выскочила из окна. Стреляя в меня, украинец ранил меня в ногу, и эта рана у меня до сих пор не зажила.
Мой отец, когда заметил, что происходит, побежал будить соседей напротив, а мама с братом 10 лет прибежали к нам в лес. Когда отец вышел из дома, украинец был прямо у двери, напал на него, подстрелил и заживо сжёг во дворе, около входа в дом. Соседи, которых отец [должен был] будить, спрятались в подвале и там сгорели - [их фамилия] Закашевские.
Прячась в лесу, мы видели, как украинцы, которых на повозках приехало очень много, грабили подожжённые жилища, загружая добычу на повозки, и как жестоко издевались над нашими многолетними соседями, привязывая к деревьям, отрезая конечности, стреляя или поджигая. […]. Спасение от этого пожара и места нечеловеческого убийства я воспринимаю как чудо [...]".
Поляков, пытающихся спасти жизнь, убивали с особой жестокостью. Чаще всего ножами, топорами и вилами. Схваченных людей бросали в огонь, вешали, привязывали к деревьям, поджигали и четвертовали. Также не пощадили младенцев, которых разбивали о стены или насаживали на кол. Многие люди сгорели заживо в своих домах, а те, кто прятался в подвалах, умирали от приступов или удушья. После предварительной эвакуации украинцев, бандеровцы также сожгли больницу вместе с больными, а персонал забили во дворе топорами. Они пощадили только дома, в которых проживали немцы. Вооружённый гарнизон вёл себя совершенно пассивно и открыл огонь только при попытке поджога его построек.
Напавшие отступили около четырёх часов утра, когда прилетел немецкий разведывательный самолет. Жандармерия из Костополя, появление которой могло их отпугнуть, прибыла слишком поздно.
Весь день до наступления темноты собирали и хоронили останки убитых. Галина Гольц вспоминала: "На площади, где должен был быть построен новый костёл, там была часовня, стоял большой крест. Под этим крестом выкопали огромную яму и туда сносили куски людей, целых людей, это была огромная яма, куски, куски, куски, больше ничего, только куски людей". [7]
В ту же ночь бандеровцы также сожгли два польских села - Забара и Мосты, в которых убили 84 человека. В Великую Субботу в Гуте Антоновецкой были убиты около 50 поляков. В Пасхальное воскресенье - ещё 170 человек, а на следующий день 17. Так закончилась для поляков трагическая Пасха 1943 года.
В селе Базальтовое, расположенном на месте Яновой Долины, в 1998 году семьи убитых жителей польского села установили крест и памятник на братской могиле. На памятнике размещён текст "Памяти поляков из Яновой Долины". Из этого текста непонятно, что и когда произошло, по какой причине погибли 600 мирных жителей. А с 2003 года в центре этого села стоит памятник в честь боевиков УПА (организация, запрещенная в России) - виновных в совершении этого преступления.
Памятник в селе Базальтовое. Установлен в 1998 г. на месте Яновой Долины. Фото: (cc) Grzegorz Naumowicz
Памятник УПА (организация, запрещённая в России) в селе Базальтовое. Фото: wikipedia.org
В мае и июне 1943 года происходили и другие нападения бандеровцев на польские сёла. Наступил июль.
3 июля 1943 года боёвки УПА (организация, запрещенная в России) совершили нападения на 6 польских поселений, расположенных в различных повятах, и на поляков в двух украинских сёлах. Это были первые массовые убийства в июле. Нападениям подверглись: колония Гурна в Костопольском повяте (здесь было больше всего убитых - 92 человека), Вулька-Порская в Ковельском повяте, Ракова Гура в Луцком повяте, село и колония Клецка Мала в Ровенском повяте, село Чайкув в Сарненском повяте и село Зелёный Дуб в Здолбуновском повяте. В этот день были сожжены все ещё оставшиеся польские постройки в колониях Галинувка и Мосты в повяте Луцком, в селе Глубочек и соседних населённых пунктах Ровенского повята.
4-5 июля 1943 года в Луцком повяте боёвки УПА (организация, запрещенная в России) провели ещё более масштабную акцию на большой территории около польской колонии Пшебраже. В ночь с 4 на 5 июля 1943 г. боевики УПА (организация, запрещенная в России) широким кольцом охватили окрестности Пшебраже и, следуя в направлении центра самообороны, сжигали польские колонии и польские хозяйства в украинских сёлах, убивая поляков, не успевших сбежать. Во время этой акции украинских националистов были убиты 580 поляков.
Во время этого нападения и потом, чисто польские населённые пункты со значительным количеством жителей ликвидировали крупные боёвки УПА (организация, запрещенная в России) при помощи местного украинского населения. Сёла окружали плотным кольцом, благодаря которому отлавливали поляков, пытавшихся спастись бегством. Группы боевиков расходились и атаковали людей, обнаруженных в разных местах, преследовали беглецов, обыскивали дворы и хозяйства.
Иногда с целью "оптимизации" убийств и проведения своих "акций" с меньшими усилиями, убийцы из УПА (организация, запрещенная в России) созывали собрания под ложным предлогом. Например, собирали поляков с целью "обсуждения важных вопросов". И убивали поляков, пришедших на эти собрания. Иногда людей собирали в одном или в двух зданиях, которые сжигали вместе с живыми людьми. В воскресенье 11 июля 1943 года бандеровцы использовали для совершения преступлений некоторые костёлы, в которых собрались люди. В небольших сёлах, удаленных друг от друга, поляков ликвидировали небольшие группы нападавших, которые ходили от хозяйства к хозяйству.
Также людей убивали вне населённых пунктов. Их в полях, на дорогах, в лесах отлавливали представители Службы безопасности ОУН (организация, запрещенная в России) и обычные украинские жители. Большинство жертв были убиты при помощи сельскохозяйственных орудий. Поиски оставшихся в живых продолжались несколько дней после ликвидации польских поселений.
У пойманных польских детей и подростков, которые уцелели во время нападений на их сёла, был шанс выжить. Если в этот момент их никто не распознавал как поляков. Если они выдавали себя за украинцев, по требованию "проверяющих" крестились и молились по-украински. И если во время проверки за воротом рубашки или под платьем не находили медальон, который однозначно указывал на то, что это поляк (полька).
По инициативе Волынской Делегатуры Правительства РП [8] в этот период в Ковельском повяте были проведены "примирительные переговоры" с представителями УПА (организация, запрещенная в России). Таким образом польская сторона пыталась остановить убийства поляков. В конце июня 1943 года началась подготовка встречи представителей Окружной Делегатуры Правительства РП на Волыни с командованием УПА (организация, запрещенная в России), находящимся в свинаринских лесах, около села Свинарин в Ковельском повяте.
27 июня 1943 года письменное предложение о проведении встречи представителю УПА (организация, запрещенная в России) передал солдат АК Францишек Равлюк. 30 июня он получил ответ от УПА (организация, запрещенная в России), который через конспирцию в Купичове передал в Ковель. 6 июля 1943 года в селе Радовичи, в контактном пункте остановилась польская делегация в составе представителя Волынского делегата правительства Зигмунта Румеля и офицера АК из Любомля Рышарда Маркевича.
Румель до войны был активистом Волынского союза сельской молодёжи, в котором он добивался достойной совместной жизни поляков и украинцев, особенно молодого поколения.
Утром 7 июля 1943 г. парламентёры в форме Войска Польского, отправились на предварительные переговоры в свинаринских лесах, после чего переночевали в польском селе Буды Оссовские. Утром 8 июля 1943 г. они на повозке поехали на переговоры с командованием УПА (организация, запрещенная в России) в селе Кустычи, с которых не вернулись. В тот же день 8 июля контактный центр АК в селе Радовичи был проинформирован об убийстве членов польской делегации.
Зигмунт Румель также был известен как поэт. Перед самой гибелью, в начале июля 1943 года, он написал небольшое стихотворение "Две матери". [9] В нём выразил свою любовь к Польше и к Украине. Завершается стих такими строками:
Разломил бы я сердце от боли на две половины -
Чтоб раздвоенное сердце плакало как голос…
Образное выражение в стихотворении стало ужасной реальностью. Бандеровцы безоружных переговорщиков привязали к лошадям и разорвали пополам. [10] Этот факт нужно знать, об этом необходимо хорошо помнить. Чтобы не питать иллюзий о возможности достичь договорённостей с современными украинскими бандеровцами.
Уже через три дня после убийства Румеля и Маркевича, 11 июля 1943 года, боёвки УПА (организация, запрещенная в России) начали масштабную истребительную акцию на Волыни, целью которой являлось ликвидация польского мирного населения. Эта акция была спланирована ОУН (организация, запрещенная в России), её пик пришёлся на 11-12 июля, охватив территории Гороховского и Владимирского повятов. 11 июля было воскресным днём. 12 июля православные украинцы отмечали праздник Апостолов Петра и Павла. Что совершенно не помешало в этот день убивать людей только за то, что они были поляками. Впрочем, у фанатиков преступной человеконенавистнической идеологии украинских националистов нет ничего по-настоящему святого.
11 июля были одновременно атакованы костёлы в Хринуве и в Порицке, где в это время поляки собрались на воскресную службу. Во время на падения на село Хринув боевики УПА (организация, запрещенная в России), ушедшие в лес вооружённые дезертиры украинской вспомогательной полиции и местные украинцы убили около 150 поляков. Приходской священник Ян Котвицкий и несколько женщин были застрелены, когда пытались сбежать через ризницу. Через неделю сожгли дотла костёл и все постройки. Село перестало существовать.
Свидетель этой расправы в Хринуве Зигмунт А. (1925 г.р.) позднее вспоминал: "В 9 утра проводилось праздничное богослужение в Хринуве. Ксёндз, обеспокоенный ситуацией, провёл службу быстро, без проповеди, и вернулся в дом. Люди вышли, а вскоре испуганные начали возвращаться обратно. Так как посты бандеровцев поворачивали их в часовню. Также начали прибывать верующие на литургию в 11 часов...
Ксёндз начал литургию. Вместе с людьми с предыдущего богослужения в часовне находилось около двухсот человек, преимущественно женщин и детей.
С приятелем Янеком Ж. мы стояли за дверьми, которые открывались вовнутрь. После возношения заметил подозрительное движение около двери. Несколько бандеровцев установили ручной пулемёт и начали стрелять в людей. Также бросили две гранаты, которые, к счастью, не взорвались. Спрятались с другом за толстые двери часовни. Началась паника, раздались громкие крики раненых. Люди убегали через боковые двери рядом с ризницей и хором. Однако часовня была окружена, выстрелы раздавались непрерывно. Крики продолжались, слышал стоны и душераздирающие крики детей.
Ксёндз вместе с женщинами убегали от алтаря через ризницу, но снаружи все были убиты...
Через некоторое время, когда в часовне остались только убитые и раненые, бандеровцы отошли в ближайший лес. Нам удалось убежать в помещение для органистов, расположенное рядом с часовней. Вокруг лежало много трупов, раненые ползли в пшеницу. Спрятались в подвале помещения для органистов, однако боялись, что украинцы могут вернуться и найти нас. Снаружи уже царила мёртвая тишина. Убедившись, что вблизи резунов нет, убежали в хлеба, попеременно ползком и бегом добрались до села Октавин, расположенного в двух километрах".
11 июля во Владимирском повяте было полностью уничтожено село Доминополь. Здесь было убито 220 польских жителей, почти всех бандеровцы убили ножами и топорами. Позднее в протоколе допроса один из боевиков УПА (организация, запрещенная в России) рассказал об этой атаке на Доминополь.
"… После сформирования сотни "Сосенко" собрал нас всех в село Вовчак, где объявил нам, что мы пойдём в село Доминополь и выбьем всех поляков. "Сосенко" при этом нам сказал, что убивать будем всех, невзирая на их возраст – мужчин, стариков, женщин и детей, а всю постройку - дома выжечь.
Утром на рассвете мы подошли к селу Доминополь. Здесь "Сосенко" разбил нас всех на несколько групп, часть пошли в засады вокруг села на случай, если кто будет из поляков убегать из села, чтобы их убивать. Остальные пошли в засады вокруг села на случай, если кто будет из поляков убегать из села, чтобы их убивать. Остальные пошли в село для убийства по квартирам. Я в это время с пятью человеками бандитов с ручным пулемётом засели над рекой Турья. На личном вооружении я имел русскую винтовку и 70 патрон. Когда начало светать, по селу открылась стрельба. К 7 часам утра стрельба была закончена.
В результате такого неожиданного нападения в селе было выбито около шестидесяти польских семей, всего около двухсот человек. Как только была закончена стрельба, все окружение из засад было снято и прибыло для уборки трупов убитых. Из всех построек, принадлежавших убитым полякам, около десяти домов было сожжено…
При моем участии было собрано и зарыто около тридцати трупов мужчин, женщин и детей. В ямы зарывали по 10-15 трупов…".
Фрагмент протокола допроса одного из боевиков УПА о нападени на Доминополь
Подлость, коварство и жестокость УПА (организация, запрещенная в России) в Доминополе проявились и в другом. И снова под руководством Порфирия Антонюка "Сосенко". В лесах, на окраине которых находилось село Доминополь, УПА (организация, запрещенная в России) организовала польско-украинский отряд. Якобы он был создан для совместной борьбы против гитлеровских оккупантов. В этот отряд вступали молодые поляки из числа местных жителей. А на самом деле, бандеровцы таким образом реализовали свой план. Выманив в лес активных молодых людей, они ослабили оборонительные возможности польского населения. В ночь с 10 на 11 июля 1943 года поляки из числа этого "польско-украинского отряда" были убиты боевиками УПА (организация, запрещенная в России). Организаторы данного отряда и не собирались совместно сражаться против гитлеровцев. Просто собрали потенциальных польских бойцов в одном месте - для удобства их ликвидации.
Порфирий Антонюк (слева в форме польского капрала)
11 июля 1943 года бандеровцы убивали мирных польских жителей в 97 сёлах и колониях, в 13 имениях. Были убиты не менее 3102 поляков. В тот воскресный день боёвки УПА (организация, запрещенная в России) напали на прихожан в костёлах не только в Хринуве и в Порицке. Аналогичные нападения были совершены в Заболотцы, в Киселине, в часовне в Крымно. В Конюхах поляков убили перед костёлом. 11 июля также планировалось нападение на часовню в Калинувке и на костёл в селе Затурцы. К этому костёлу боевики УПА (организация, запрещенная в России) прибыли поздно - после окончания службы, уже расходились последние прихожане. Вместе с прихожанами за 11-12 июля трагически погибли 4 священника.
Ян Б. (1936 г.р.) в своих показаниях о расправе бандеровцев над поляками вспоминал: "Мы жили недалеко от Порицка. В воскресенье отправились на повозке в наш приходской костёл в Порицке. Нас ехало шестеро: дедушка Юзеф Б., отец Казимеж, сёстры Валерия (9 лет), Геновефа (11 лет) и брат Юзеф (15 лет). […]
Ксёндз Болеслав Ш. начал богослужение. Неожиданно услышали звуки выстрелов из пулемёта, доносящиеся со стороны главного входа. Папа быстро посадил меня в нишу от вывезенной Советами фигуры Богоматери. […] Сам встал на колени рядом с исповедальней, но кто-то из бандеровцев его заметил. Пуля попала ему в щёку. Умер на моих глазах, ничего не говоря. Сидел окаменелый. Бандеровцы между скамьями бросали гранаты. Они разрывали тела верующих, вытекавшие внутренности источали отвратительный запах […]. Весь пол между скамьями был залит кровью. Украинцы, не имея возможности добросить гранаты до хора, обстреляли его из винтовок. Поляки открыли главную дверь, живые бежали к выходу. Но перед костёлом был установлен пулемёт. В течение минуты в проходе образовалась куча из убитых и раненых людей. […]
Вышел из ниши и побежал к дедушке, лежащему между скамьями. Он был ранен в колено, велел мне убегать к тёте, которая жила недалеко от костёла.
Пробирался через кучу убитых в главных дверях. Выходя во двор, замер, потому что увидел около пулемёта двоих украинцев. Неожиданно один другому сказал: "Отпусти, его и так волки съедят". Моя утром белая одежда пропиталась кровью с тел, по которым был вынужден пробираться, чтобы выйти из костёла. Побежал в дом тётки, но не вошёл в жилище, потому что сразу же за порогом лежала женщина с размозжённой головой. Мозг и кровь были разбрызганы по всему тамбуру. Отступил к дровяному сараю.
Начался ливень. Тем временем бандеровцы покинули прикостёльную территорию, начали избивать и грабить жителей Порицка. Спрятавшись за дверьми дровяного сарая, наблюдал за нашими лошадьми и телегой, ожидая, что кто-то подойдёт. Через некоторое время появился мой брат Юзек с соседом. Выжил, спрятавшись в подвале под костёлом. Выбежал к ним и сообщил, кто где лежит.
Направляясь в костёл, нашли Тошка, сына тёти Валерии. Мы отнесли его на нашу повозку, которую украинцы оставили, увидев дышло, сломанное напуганными лошадьми. Сосед решил, что папу не заберём, так как в любой момент могут вернуться украинцы, поэтому забрали только дедушку, после чего велел нам быстро трогаться. Ещё к телеге подбежала девочка А. из нашего села. Юзек сел на сломанное дышло и оттуда управлял. На телеге мы лежали пластом, так как казалось, что лошади испуганы. Так, гоня через поля и луга, добрались до дома.
В нашем селе дома стояли пустые. Кто-то опоздавший на богослужение вернулся в село и сообщил о резне в Порицке. Поэтому мы не застали ни дедушку с бабушкой, ни маму с остальными детьми […]. Убежали в направлении Сокаля, потому что у немцев там, на Буге, был пост. Зато встретились с нашими дядями […], которые наблюдали за селом и, удивлённые нашим появлением, крикнули: "Так вы живы, а говорили, что в костёле резуны всех убили!"
Дядя Костянтин велел сейчас же поменять повязки раненым. Юзек намеревался помочь менять дышло, а мне выпало топить печь, чтобы подогреть воду для обмывания ран. Однако уже не смогли помыть и перевязать раны. При виде дыма, выходящего из нашей дымовой трубы, толпа украинцев из соседнего села направилась в нашу сторону.
Дядя Костянтин крикнул: "На повозку!", а дядя Кубусь перенёс Тошека. Дедушка не дал себя забрать. Сказал, что он уже старый и раненый, ему ничего не сделают. Остался дома на кровати. Юзек закончил замену дышла и поправил упряжь. Дядя Костянтин ещё взвалил на телегу мешок гороха, прикрыл нас сеном и велел ехать в Сокаль, только лесными дорогами. Оба дяди остались, спрятавшись в саду, чтобы наблюдать за судьбой построек и имущества.
До леса было около 50 метров, поэтому украинские крестьяне не сумели нас догнать. Зная лесные дороги, которыми часто ходил на закупки в Сокаль, Юзек благополучно довёз нас до Буга. Немцы […] направили нас в пункт медицинской помощи. […] Каково было наше удивление, когда застали там тётю Валерию. Преодолела бегом 22 километра, разделяющие Порицк от Сокаля. Обрадовавшись, взяла раненого сына на руки и отнесла к врачам. Те, видя, что необходима операция, так как в голове Тошека застрял осколок гранаты, на следующий день первым поездом отправили его во Львов, находящийся в 100 километрах. После операции жил ещё месяц. Двухдневное нахождение в голове осколка вызвало заражение крови.
Мы с Юзеком ждали в районе монастыря в Сокале, надеясь, что какая-нибудь из наших сестёр ещё доберётся, так как ни одну из них не видели ни живой, ни убитой. Через два дня отправились к дяде Адаму Б. Рассказали ему о резунах. Он сказал нам подождать, а сам пошёл убеждать двоих немцев, чтобы поехали с ним в селение Олин. […] Ему удалось договориться за плату. Дядя застал в селе уже только сожжённые дома и постройки, а на месте, где стояла кровать, обугленные кости деда".
12 июля продолжилась "очистительная акция". Она включала 61 село и колонию, а также два поместья в Гороховском и Владимирском повятах, а также шесть населённых пункта в четырёх других повятах. [11] В Здолбуновском повяте полностью уничтожены жители польского села Майданская Гута. Были убиты 183 поляка и 1 украинец. Причём весной 1943 года бандеровцы уговорили жителей этого села подписать соглашение, которое гарантировало безопасность полякам Майданской Гуты и украинского села Майдан в обмен на продовольствие и подводы. Но бандеровцы коварно нарушили условия "зерновой сделки - 1943". Об этом следует знать, это следует учитывать при обсуждении "зерновой сделки - 2023".
Всего 12 июля были убиты около 2000 поляков. А в последующие несколько дней боевики УПА (организация, запрещенная в России), их помощники из числе местных украинцев вылавливали и убивали поляков, которые уцелели во время нападений на их сёла, и скрывались в полях, в лесах или пытались добраться до более безопасных мест.
Все эти масштабные акции по одновременному уничтожению польского мирного населения во многих населённых пунктах планировались и готовились заранее. Готовились не только боевики УПА (организация, запрещенная в России). Националистической пропагандой "накачивались" местные украинские крестьяне, которые через некоторое время приняли активное участие в массовых убийствах поляков. Очевидцы в своих показаниях рассказывали о различных мероприятиях. Проводились шествия, процессии, насыпание символических могил, в которые ночью, при свете факелов вонзали ножи. Таким образом клялись резать поляков. Также очевидцы рассказывали о том, что накануне некоторых нападений на польские сёла украинские священники освящали орудия убийства - ножи, топоры, серпы, вилы.
14 июля 1943 г. боевики УПА (организация, запрещенная в России) попытались ликвидировать польскую колонию Панская Долина в Дубенском повяте. Эта попытка была отбиты местной самообороной, в состав которой входило несколько десятков человек.
14 и 15 июля 1943 г. боевики УПА (организация, запрещенная в России) совершили массовые убийства поляков в Кременецком повяте - в сёлах Колодно-Седлиско, Колодно-Лисовщина, Бодаки, Манюв, Чайчинцы. Во время этих нападений погибло не менее 670 польских жителей.
15 и 16 июля 1943 г. атаковали 33 населённых пункта в других районах Гороховского повята, убив 932 поляка. Предварительно в этих районах усыпляли бдительность поляков. Люди жили в страхе, потому что до них доходила некоторая информация о нападениях на поляков. Местные украинцы их успокаивали. Например, в селе Куповальце польских жителей убеждали в том, что УПА (организация, запрещенная в России) воюет исключительно против немцев. Более того, на эту борьбу украинский староста собирал с поляков продукты и одежду.
Эдмунд Жуковский в донесении писал об увиденном в селе Куповальце: "Мы скрылись в густом кустарнике... Спустя минуту к дому подъехали несколько повозок, ворвались во двор, вытащили из дома пани Рабчиньскую, подвели её к пню, который стоял во дворе. Трое держали за руки и ноги, четвертый - за волосы. Положили на пень и топором отрубили голову, которую потом подняли вверх, показывая. Мы были с оружием, но не стреляли по причине преобладающих сил украинцев. Поступили хорошо или плохо?"
Семья Жуковских из села Куповальце. Главе семьи Яну бандеровцы отрубили ноги. Жену и сына Яна спасли украинцы Бахнюковы
16-18 июля 1943 г. полное поражение потерпел крупный центр самообороны Гута Степаньская в Костопольском повяте, который являлся оборонительным союзом двух соседних сёл - Гута Степаньская и Вырка. Этот центр самообороны охранял скопление польских поселений в этом районе. Из-за нападений бандеровцев на польские сёла, жители отдалённых населённых пунктов искали убежище в Гуте Степаньской и Вырке.
Боёвки "первой группы УПА (организация, запрещенная в России)" Ивана Литвинчука ("Дубового") в количестве более 500 человек, при активной поддержке кустовых отделов самообороны, окружили территорию с польскими поселениями и, двигаясь к центру - к Гуте Степаньской - убивали поляков, которые не смогли спрятаться, а также сжигали дома и хозяйства.
Иван Литвинчук (Дубовый)
Отряд самообороны села Вырка через несколько часов после начала нападения бежал в Гуту Степаньскую. Однако, несмотря на упорную оборону, самооборона Гуты Степаньской тоже не выдержала двухдневного натиска больших сил УПА (организация, запрещенная в России).
18 июля польские мирные жители несколькими группами начали отходить к железной дороге Ковель - Сарны, которую охраняли немецкие войска. Во время этого движения беженцев продолжали атаковать уповцы и их помощники - местные украинцы. Небольшие группы поляков рассеялись по лесам и болотам, скитаясь, прячась в польских колониях, пытаясь найти безопасные места. На протяжении нескольких недель их преследовали украинские убийцы.
Всего во время ликвидации польских поселений вокруг Гуты Степаньской были убиты, по меньшей мере, 817 человек, сожжены 42 польских поселения. В Гуте Степаньской и Вырке бандеровцы сожгли два костёла вместе с жилыми и хозяйственными постройками.
30 и 31 июля 1943 года было ещё одно массированное нападение УПА (организация, запрещенная в России) на поляков в польских поселениях в гминах Антонувка и Владимирец Сарненского повята. Во время этого нападения были убиты 142 человека и полностью уничтожены 26 польских сёл и колоний. Эту акцию тоже проводили боёвки УПА (организация, запрещенная в России) "Дубового".
Нападения на польские сёла продолжались и потом. А в период 28-31 августа 1943 года боёвки УПА (организация, запрещенная в России) одновременно напали на 85 сёл и колоний во Владимирском, Ковельском и Любомельском повятах. Тогда были уничтожены сёла Острувки, Воля Островецкая и убиты их жители. В Острувках были убиты 475 человек, в Воле Островецкой - 580 человека. Из 1055 человек убитых мирных польских жителей этих двух сёл, почти половину составляли дети в возрасте до 14 лет. Убивали ножами, топорами, молотками, расстреливали.
Фрагмент братской могилы на римско-католическом кладбище в Островках 30 августа 1992. Фото: К.Грач
Такими вошли в историю польское Кровавое Воскресенье и кровавое лето 1943 года. Но на этом Волынская резня не закончилась. В 1944 году были массовые убийства поляков в сёлах Гута Пеняцкая, Подкамень и во многих других населённых пунктах, убийство под Затыле пассажиров (польской национальности) поезда, нападение на село Игровица и т.д. Убийства продолжались в 1945, 1946 и в 1947 гг. В 1946 и в 1947 годах иногда бандеровцы убивали поляков только ради паспорта убитого польского гражданина. Чтобы потом выдавать себя за этого человека. Составлена карта населённых пунктов II Польской Республики, в которых "украинский народ совершил геноцид на польском народе в 1939-1947 годах".
Войсковая операция "Висла" на территории Польши положила конец бандеровскому террору.
17-22 августа 1992 года на месте бывшего польского села Воля Островецкая была проведена эксгумация братских могил и перезахоронение останков. Поиски останков продолжались и позднее. В 2011 году было обнаружено "трупное поле". Так называется место, в котором боевики УПА (организация, запрещенная в России) 30 августа 1943 года убили около 300 женщин и детей - жителей польского села Острувки. 30 августа 2011 года состоялось перезахоронение обнаруженных останков. Поисковые работы в районе села Острувки велись и в 2014 году. Руководил работами доктор Леон Попек - известный специалист, который несколько десятилетий занимается этим вопросом. [12] Было обнаружено массовое захоронение, о котором ранее стало известно из показаний уцелевших свидетелей. 30 августа 2015 года на Островецком кладбище в четырёх гробах были перезахоронены останки ещё 36 польских жертв - рядом с останками, обнаруженными в 1992 и в 2011 годах. [13]
Останки поляков, обнаруженные в районе села Гай во время эксгумации в сентябре 2013 года. Фото: fot.ipn.gov.pl
С 9 по 23 сентября 2013 г. доктор Леон Попек из люблинского ИПН совместно с волонтёрами принимали участие в эксгумации останков убитых поляков в населённом пункте Гай. Всего в сёлах Старый Гай и Новый Гай в августе 1943 года было убито 600 поляков. В ходе проведённых работ были эксгумированы останки не менее 80 человек. В октябре 2013 года эти останки были перезахоронены. [14]
Однако до сих пор, спустя 80 лет после Волынской резни, не похоронены должным образом её многочисленные польские жертвы. Известны места, где кости убитых мирных жителей лежат, закопанные в ямах в местах расправ над безоружными людьми. Проведения эксгумаций давно требует польское общество. А политики б. УССР глумятся над памятью жертв геноцида, не разрешая проводить эксгумации на своей территории. И в качестве условия для выдачи разрешений требуют восстановления и установки на территории Польши памятников боевикам УПА (организация, запрещенная в России), которые совершали массовые убийства поляков.
В 2013 году одесский телеканал "АТВ" снял актуальный и важный документальный фильм "Волынь. Без срока давности". [15] Накануне 70-летия Волынской резни. Он и сейчас заслуживает внимания для лучшего понимания данной темы. Прошло 10 лет. Ушли из жизни почти все пожилые польские общественные деятели, которые давали свои комментарии к этому фильму. Они, как и многие другие уцелевшие свидетели Волынской резни, так и не дождались достойного перезахоронения останков польских жертв и прекращения культа Бандеры, ОУН (организация, запрещенная в России) и УПА (организация, запрещенная в России) на территории б. УССР. Наоборот, этот культ стал там государственной идеологией. И в дополнение к бандеровскому геноциду 1939-1947 гг. их современные украинские последователи начали второй геноцид во "Славу Украине" (лозунг украинских националистов) [16] - геноцид мирного населения Донбасса. Который Россия решила прекратить. После 8 лет попыток договориться с "коллективным Западом". Которые не имели успеха, а лишь наглядно доказали то, что "коллективному Западу", обслуживающему интересы США, верить нельзя.
Ссылки:
[1] 9 января 1905 года: расстрел бессмысленный и параноидальный: https://ostkraft.ru/ru/documents/1707
[2] Krwawa Niedziela [Крвава Недзеля] - так в польской историографии называется трагический день 11 июля 1943 года.
[3] Примерно с 2020 года в польском обществе, в сети интернет, проходят споры на этот счёт. Которые то немного затихают, то разгораются с новой силой. Есть условных два "лагеря". Представители "первого лагеря" традиционно говорят о том, что геноцид поляков на Волыни совершили члены ОУН (организация, запрещенная в России) и УПА (организация, запрещенная в России), бандеровцы, украинские националисты. Понимая при этом, что часть украинского населения поддерживали бандеровцев и принимали участие в убийствах поляков. Также представители "первого лагеря" напоминают об украинцах, которые не выполняли преступных приказов ОУН (организация, запрещенная в России) и УПА (организация, запрещенная в России) и даже помогали полякам. Часто ценой собственной жизни. Главный лозунг представителей "первого лагеря" - это лозунг Виктора Полищука. Который говорил: "Нет преступных народов. Есть преступные организации и идеологии".
Представители "второго лагеря" делают акцент на УКРАИНСКОМ ГЕНОЦИДЕ. На том, что поляков убивали не "какие-то там" бандеровцы, украинские националисты, а что польских жителей убивали их украинские соседи, обычные украинские крестьяне. И при каждом случае в комментариях в социальных сетях поправляют других интернет-пользователей, которые пишут о преступлениях ОУН (организация, запрещенная в России) и УПА (организация, запрещенная в России) и бандеровцев.
Бросается в глаза, что даже польский ИПН, составив карту населённых пунктов II Польской Республики, написал так: в которых "украинский народ совершил геноцид на польском народе в 1939-1947 годах". Что удивительно, с учётом "политкорректности" польских политических "элит" и особенностей самого польского Института Национальной Памяти.
[4] 22.07.2016 польский Сейм принял это "Постановление по вопросу увековечивания памяти жертв геноцида, совершённого украинскими националистами по отношению к гражданам II Польской Республики". (Uchwała Sejmu Rzeczypospolitej Polskiej z dnia 22 lipca 2016 r. w sprawie oddania hołdu ofiarom ludobójstwa dokonanego przez nacjonalistów ukraińskich na obywatelach II Rzeczypospolitej Polskiej w latach 1943-1945).
[5] В 2011 году воспоминания Витольда Колодыньского под названием "После Травмы" были опубликованы на CD-диске. "Po Traumie" - Wyznania Witolda Kołodyńskiego - ostatniego ocalałego z rzezi Kolonii Parośla, powiat Sarny. (Płyta "Wołyń 1943". CD2, PR, 2011).
[6] Мирослав Гермашевский. Единственный поляк, побывавший в космосе. https://pda.iarex.ru/articles/87978.html
[7] Tragiczna Wielkanoc 1943 roku w Janowej Dolinie. 80. rocznica zbrodni ukraińskich nacjonalistów. https://krakow.ipn.gov.pl/pl4/edukacja/przystanek-historia/184425,Tragiczna-Wielkanoc-1943-roku-w-Janowej-Dolinie-80-rocznica-zbrodni-ukrainskich-.html
[8] Delegatura Rządu na Kraj - Представительство правительства (Делегатура) на Родине - это тайный высший орган административной власти в оккупированной Польше, который был образован в 1940 году.
[9] Zygmunt Jan Rumel "Dwie matki": https://wiersze.co/dwiematki.htm
[10] Одна из сцен «Волынь» (2016 г.) показывает, как был убит Зигмунт Румель.
[11] 11 июля 1943 года боёвки УПА (организация, запрещенная в России) и их помощники из числа местных украинцев убивали поляков в следующих административных районах:
во Владимирском повяте - Бискупичи-Гурне (село, колония и поместье), Бискупичи-Шляхецке, Богудзенька, Бжезина I, Бжезина II, Бубнов (село и колония), Бужанка, Хобултова (село), Хринув, Черняков, Долинка, Доминополь, Древини (поместье), Дегтев, Франополь, Гнойно, Грабина, Грибовица, Гуцин, Гурув, Иваничи (село), Яневичи, Ежин, Карчунек, Клопочин, Колонна, Корчунек, Кропивщина, Ляхов (село и поместье), Литовеж, Лысая Гора, Мария-Воля, Маркостав, Марысин (поместье), Михайловка, Николайполь, Микуличи, Милятин, Никиничи (село и поместье), Новины, Новлянка, Олин, Орлята, Орешин, Осередок Новый, Павловка (село и поместье), Пелягин, Пинский Мост, Преславичи (село и поместье), Романовка, Рыковичи (село и поместье), Самоволя, Садов, Селец, Стасин, Стрелецкое, Суходолы (село и поместье), Щенятин Большой, Щенятин Малый, Топилище, Трубки, Туровка, Вандовка, Витольдов, Волица, Волчак, Вощатин (село и поместье), Выгранка, Заболотье (село и поместье), Зашкевичи Новые, Зигмунтовка, Жджары Большие (село и колония).
в Гороховском повяте - Бубнов, Галичаны, Янин, Киселин, Конюхи (село), Козятин (село и поместье), Квасов (село и поместье), Ляшки (село и поместье), Мусин, Ощув, Озютичи, Пятигоры, Печихвосты, Порицк, Порицк Старый, Роговичи (колония), Синкевичевка, Стрельче, Шпиколосы, Загоров Новый, Замличи (поместье);
в Ковельском повяте - Крымно, Ревушки (село);
12 lipca 1943 г. боёвки УПА (организация, запрещенная в России) и их помощники из числа местных украинцев убивали поляков в следующих административных районах:
в Гороховском повяте – Баконовка, Береск, Цевеличи Нижние, Цевеличи Верхние, Дорогиничи, Гранатов, Гороховка, Яхимовка, Иванов, Корытница (село), Кременец, Линев, Листопадовка, Луковичи, Печихвосты, Пилсудчина, Подберезье, Полюхно (село и колония), Пустомыты (село и колония), Стрельче, Шельвов, Викторовка, Войнин, Вилька, Загае, Загоров Новый, Загоров Старый, Заичицы, Замличи (село), Запуст, Защитов, Зигмунтов, Журавец (село), Садовская, Туличев, Твердыни (село и поместье), Фусов (село), Ясеновка;
в Дубенском повяте – Злочувецкая (колония) i Злочувка (село);
во Владимирском повяте – Бискупичи Малые, Будятичи, Dominopol, Голендерня, Изов, Ласков, Лудзин, Мария-Воля, Могильное, Октавин, Пелягин, Пинский Мост, Порицк, Радовичи (поместье), Садов, Селец, Смолова, Стенжаричи (село), Улановка, Честный Крест (село);
в Здолбуновском повяте – Барановка, Майдан, Майданская Гута.
в Ковельском повяте – Ревушки (колония);
в Луцком повяте – Грабовец;
[12] Ostrówki na Wołyniu - poszukiwania: https://youtu.be/ogCe_RFIvNE
[13] Pochówek w Ostrówkach. Uczczono pamięć zamordowanych Polaków: https://lublin.tvp.pl/21438145/pochowek-w-ostrowkach-uczczono-pamiec-zamordowanych-polakow
[14] Prace ekshumacyjne na Wołyniu – Gaj, wrzesień 2013: https://ipn.gov.pl/aktualnosci/2013/lublin/prace-ekshumacyjne-na-wolyniu-gaj,-wrzesien-2013 К сожалению, эта ссылка недоступна уже несколько лет. Польский Институт Национальной Памяти непоследователен в своей работе. С одной стороны, проводится определённая работа с целью увековечивания памяти польских жертв геноцида со стороны украинских националистов. Например, ИПН Польши создал электронную базу данных жертв Волынской резни и карту мест преступлений, связанной с Базой Жертв: https://zbrodniawolynska.pl/zw1/mapy/187,Mapa-Wojewodztwa-Wolynskiego-1938-r.html В то же время, очень часто польский ИПН удаляет со своего сайта очень важные материалы, результаты проведённых расследования, вместо того чтобы оставлять их там и в дальнейшем дополнять другими материалами.
[15] Документальный фильм "Волынь. Без срока давности": https://youtu.be/tZvYYWpTqCo
[16] Ещё один важный документальный фильм, снятый в 2014 году. "Волынь-43. Геноцид во "Славу Украине": https://smotrim.ru/video/1220529
Комментарии читателей (0):