Эксперт ИА REX, политолог и историк, кандидат исторических наук Лев Вершинин возвращается к теме отмирания социальных государств, неоднократно обсуждаемой нашими экспертами в статьях: «Как и на что повлиял распад СССР»; «Развитые страны обречены на снижение соцстандартов»; «Сильные вновь выживают за счёт слабых: эксперты о соцстандартах»; «Эксперты рассказали про социальное расслоение».
«Несколько дней назад Виллем-Александр, свеженький, с пылу, с жару король Нидерландов, сообщил подданным — но, по факту, всем обитателям Старого Континента — о конце государства „всеобщего благосостояния“. „Социального государства ХХ века больше не существует“, — публично заявил Его Величество, объяснив вслед за тем, что наступает эпоха participation society, то есть „общества активного участия“. То есть закона джунглей, где каждому предстоит взять на себя ответственность за своё собственное будущее и будущее своей семьи, не надеясь, как ранее, на помощь заботливого государства, в первую очередь в области медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, молодёжных гарантий и пособий по безработице», — сообщает Лев Вершинин.
«По мнению самых серьёзных экспертов, это означает конец „красивой сказки“ об обществе всеобщего процветания, теперь плавно переходящей в новую (вернее, старую и хорошо забытую) стадию, когда каждому предстоит „бороться за выживание любыми законными средствами“, и такая перспектива всерьёз тревожит всех. Как аналитиков „ближнего прицела“, так и специалистов, рискующих смотреть дальше, чем на шаг-другой вперёд. „Закономерности экономического развития, — рассуждает Пол Элси, один из ведущих футурологов Великобритании, — не позволяют Европе вернуться в старые добрые времена, но в новых условиях мы должны быть готовы к отказу общества от высоких моральных ценностей, которыми мы все заслуженно гордимся“. Британцу вторит Хорст Вильке, его немецкий коллега: „Несомненно, отказ от принципов социальной поддержки нуждающихся, как бы плавно он ни осуществлялся, станет серьёзной угрозой для социального мира и правил взаимной терпимости“», — пишет эксперт.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«Назовём вещи своими именами: „цивилизованный“ мир вступает в давно забытый период, когда ни о „заслуженном отдыхе“, ни об „образовании для всех желающих“, ни о гарантированном трудоустройстве и пособиях по безработице никто ещё и не мечтал, в период борьбы всех со всеми за жизнь и государств — против звереющих от безнадёги обществ», — резюмирует Лев Вершинин в статье на сайте odnako.org.
ИА REX: Конец эпохи социальных государств как-то связан с кончиной СССР?
Борис Рожин, публицист:
Самый молодой монарх в Европе открыто заявил, что люди должны сами взять ответственность за своё собственное будущее, социальную и финансовую безопасность. «Социального государства XX века больше не существует». На его место приходит «общество активного участия», в котором люди должны взять ответственность за своё собственное будущее, заботиться о себе и создавать собственную социальную и финансовую безопасность с меньшей долей участия правительства, — отметил король Нидерландов. Переход к «обществу сотрудничества» особенно наблюдается в обеспечении социального страхования и долгосрочном медицинском обеспечении.
«Классическое социальное государство всеобщего благосостояния второй половины XX века уже не может поддерживать эти сферы в их нынешнем виде», — сказал король в своей речи перед парламентом. Серия недавних опросов общественного мнения показала, что позиция правительства Марка Рютте на рекордно низком уровне и большинство нидерландцев, включая профсоюзы, союзы работодателей и многих экономистов, считают, что жёсткие меры в экономике, которые проводятся действующим кабинетом министров, виновны в ухудшении экономической ситуации в Голландии, несмотря на то, что в соседних Германии, Франции и Британии наблюдается восстановление экономики. «Эти реформы требуют времени и упорства», — сказал король. «Они заложат основу для создания рабочих мест и восстановления доверия».
«Общество активного участия» уже существовало в течение определённого времени: пособия по безработице и субсидии на здравоохранение регулярно снижаются на протяжении последнего десятилетия. Пенсионный возраст был повышен до 67 лет.
Во вторник король сказал, что некоторые расходы по уходу за престарелыми, услуги для молодёжи и пособия для переквалификации после увольнения теперь будут перенесены на местные бюджеты с целью их адаптации к местным условиям.
Исследование представленного бюджета правительства независимым аналитическим агентством показало, что дефицит вырастет в 2014 году до 3,3 процента ВВП, несмотря на новые сокращения расходов, предназначенных для его снижения.
В соответствии с правилами Еврозоны, экономический дефицит страны должен быть на уровне не ниже 3 процентов и Рютте был одним из первых европейских лидеров наряду с канцлером Германии Ангелой Меркель, кто настаивал на том, что южно-европейские страны должны пытаться достичь этой цели.
Среди прочих мер правительством было объявлено о сокращении 2300 рабочих мест в оборонном секторе. Это вызвано принятым в 2011 году планом по сокращению одного из шести служащих в оборонной сфере между 2012 и 2015 годами.
Тем не менее, правительство решило не отказываться от возглавляемой США программы по разработке новых военных самолётов («Joint Strike Fighter»), которая создала раскол в правящей коалиции Рютте.
В конце этой недели дебаты по поводу бюджета будут иметь решающее значение для будущей коалиции. Поскольку она не пользуется поддержкой большинства в верхней палате, коалиция будет вынуждена обратиться за помощью к оппозиционным партиям для утверждения бюджета.
На деле это конечно секрет Полишинеля, так как «общество всеобщего благосостояния» активно демонтируется в Европе с 90-х годов, просто продолжающийся с 2008 года кризис вызвал финализацию этого процесса, что и озвучивается в заявлениях официальных лиц, ставящих население своих стран перед фактом, что лавочка закрывается.
Почему так происходит, вполне понятно. Общество всеобщего благосостояния было ситуативным оружием капитализма для борьбы с СССР, так как противостояние с социалистическим лагерем вынуждало капиталистов улучшать условия жизни рабочих и служащих, дабы снизить вероятность революционных выступлений и ослабить социальную базу местных компартий. С 70-х годов, это самое «общество благосостояния», начало выстраивается на фундаменте кредитной пирамиды, когда благополучие сейчас покупалось за счёт накапливаемых долгов, которые отдавались потом. С 90-х, кривая долга поползла резко вверх и обнаружилось, что даже при очень крупных заимствованиях, содержать эту систему не получается (наиболее яркий пример — США, а из европейцев — Греция, Италия, Испания, Исландия). Те, кто послабее, рухнули сразу. Те, кто по сильнее, разбирают старую систему постепенно. Но факт остаётся фактом — лишившись внешнего мотиватора в виде СССР и соцлагеря, исчезла сама надобность в содержании дорогостоящего «общества всеобщего благосостояния», ради которого можно были влезать в долги, которые невозможно отдать и делиться с обществом частью прибыли, которой при желании можно и не делиться.
Ну а теперь, можно смело делать заявления, что государство будет сокращать свою роль в этом самом благосостоянии, и вообще занимайтесь им сами, что и знаменует откат к идейному содержанию капитализма конца XIX — начала XX веков. И по мере нарастания текущего кризиса, мы увидим ещё немало знакомых по истории вещей, которые как казалось, с созданием соцлагеря ушли в прошлое. Ну а пока что мы можем буквально из первых рядов наблюдать, как крошится и рушится давний либеральный миф о том, что «настоящий социализм был построен на Западе».
Комментарии читателей (0):