Развитые страны обречены на снижение соцстандартов: мнения

14 января 2011  14:09 Отправить по email
Печать

Существование «конкурентной пары» — СССР — США — в значительной мере сдерживало развитие перекосов в мировой экономике. Об этом в статье «Начало эпохи социального упадка, конец „социально ориентированного“ капитализма» заявил доктор экономических наук, профессор Виктор Найденов. По его словам, устранение Советского Союза привело к бурному нарастанию хаоса и глубокому системному кризису, который начался с 90-х годов. Пройдя несколько фаз развития, в настоящее время он перешел в фазу социальную — падения уровней доходов и потребления основной массы населения.

Есть мнение, что сейчас мы наблюдаем процесс свертывания социальных государств и переход к моделям досоветской эпохи, а мировой финансовый кризис, рост цен на продовольствие и отсутствие конкуренции со стороны стран социализма неизбежно приведет к снижению социальных стандартов развитых стран. Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков попытался выяснить, так ли это.

Научный руководитель Центра изучения Современности, кандидат физико-математических наук Павел Крупкин считает, что нынешний этап развития западных обществ характерен превышением их расходов над доходами и определенная коррекция в наполнении минимального жизненного стандарта неизбежна. Однако, по его словам, не стоит преподносить намечаемую коррекцию в качестве полного краха западного социального государства. «Во Франции вся сумма социальных перераспределений составляет примерно 30% от ВВП, а дефицит государственного бюджета — 3-4% ВВП. Так и получается, что сокращение социальных расходов вряд ли превысит 10% (точнее эта величина будет зависеть от намечаемой скорости понижения государственной задолженности, и от возможностей оптимизации социальных расходов — экономию здесь может дать, например, пересмотр иммиграционной политики, или пересмотр минимального соцпакета „профессионального бездельника“). А то, как „горячо“ гражданское общество реагирует на любые „телодвижения“ правительства в данном направлении, показывает, что в обществе еще имеются люди, которые готовы активно защищать социальные завоевания своих предков. И это в условиях, когда силовые структуры скорее солидарны с неэлитными стратами общества, чем оторваны от них», — подчеркнул Крупкин.

Американский публицист, редактор, издатель Михаэль Дорфман не сомневается, что страх коммунистической и фашистской революции привел к преобладанию в развитых странах социал-демократической системы «социального общества благосостояния для всех». По его мнению, другой причиной, стала явная неспособность капитализма справиться с Великой депрессией рыночными путями. Однако он отмечает, что «наступление на завоевания народа начались уже в 70-х, когда никто не мог предвидеть распада Советского блока. Советская система упустила свой шанс на модернизацию, появившийся во время „оттепели“ начала 1960-х и к семидесятым годам уже потеряла свою конкурентоспособность жила на нефтедоллары».

Редактор службы новостей сетевого журнала «Полярная звезда» Игорь Богатырёв полностью согласен с неизбежностью снижения социальных стандартов, и подчеркивает, что в первую очередь отсутствие конкуренции и монополюсность уже приводят к этому. Это не то, что уже заметно, но бросается в глаза. Потому можно говорить, что убийство СССР развернуло в сторону регресса не только Россию, но, в общем-то, и весь мир.

Журналист и переводчик Даниэль Штайсслингер из Израиля признает то, что мировой кризис уменьшил возможности поддержания социального характера государства (хотя бы из-за уменьшения налогооблагаемой базы доходов). Но отмечает, что рост цен на продовольствие вызван спекулятивным компонентом, и наличие политической воли может его устранить. Даниэль Штайсслингер утверждает: «В более благополучные времена продовольствия производилось настолько много, что фермерам платили за отказ от его производства. Достаточно прижать торговлю вторичными бумагами на продовольствие и на прочие commodities, регламентировав её, как произойдёт существенное снижение цен — из товара инвестиционного они превратятся в просто потребительский товар, и спрос станет соответствовать реальной потребности». Он предлагает использовать немецкий опыт «шпионажа за теми, кто прячет деньги от налогов в Швейцарии и Лихтенштейне, эту линию надо продолжить, в идеале уничтожив оффшоры как класс. На чём при этом будут зарабатывать всякие барбадосы и таракановы острова, где отсутствуют как промышленность, так и полезные ископаемые, Западную Европу, Россию и Штаты волновать не должно».

Его коллега из США Юрий Шимановский согласен, что идет процесс снижения социальных стандартов. Но на основе своего опыта проживания в США, он отмечает, что не все так страшно: «Америка считается наиболее „несоциальной“ страной. Однако на мой субъективный взгляд, защищенность в ней пребывает на том же уровне, что и в СССР. Даже такой средневековый казус как платная медицина не кажется кошмарным, хотя и доставляет определенные неудобства. Насколько мне известно, в мире всего две страны с платной медициной — США и ЮАР. Не поручусь, но где-то читал. Но не все так плохо. Социальная защита здесь осуществляется не на уровне государства, а на более низком. Скажем, фирма работодатель часто оплачивает медицинскую страховку или даже жилье. Вот и получается некоторый вариант бесплатного медобслуживания и бесплатная квартира. Конечно же, все зависит от того, как вы устроились. Бывает хуже, бывает лучше. Бесплатное школьное образование наличествует. Высшее образование — тоже, при условии хороших оценок. Но и в СССР при плохих оценках в ВУЗ нельзя было поступить. Одним словом, социальная защищенность в США наличествует».

Консультант Алексей Дубинский констатирует, что без «социалистической альтернативы» в мире снизилась «важность социальноориентированности — ею могут пожертвовать ради решения других задач. То есть снижение соцстандартов наверняка будет хорошо обосновано (тем же кризисом) и скорее будет не прямым ухудшением, а постепенным, через инфляцию и отсутствие «естественного» улучшения качества жизни. Еще один вероятный процесс — размывание среднего класса в развитых странах.

Культуролог, кандидат философских наук Лариса Бельцер-Лисюткина считает причиной снижения социальных стандартов развитых стран глобализацию и необходимость платить долги по колониальным счетам. Она отмечает: «Экономический кризис привел к росту задолженности во всех западных странах. Наученные опытом ХХ века, западные правительства не допустили веймаризации, население пережило кризис, почти его не заметив. Но только потому, что правительства сделали огромные долги. Сейчас проводится политика строжайшей экономии. Но частичный демонтаж социальных выплат неизбежен. Без всякой референции к Советскому Союзу».

Лариса Бельцер-Лисюткина надеется на то, что сформировавшееся во второй половине ХХ-го века в западноевропейских странах опытное и энергичное гражданское общество не позволит значительно снизить социальные стандарты. Она говорит, что люди знают бюджет своей страны, следят за его структурой. Если доля выплат будет постоянно сокращаться, то начнутся протесты, социальная дестабилизация, утрата доверия электората. Так что социальное государство поддерживается не только конкуренцией систем на международной арене, а и внутренним контролем оппозиции и гражданского общества за распределением государственных доходов. Сейчас в западных странах растёт пропасть между богатыми и бедными, это верно. Но в Германии социальные пособия пока не сокращаются. Они даже символически выросли, на 5 евро в месяц.

Политконструктор Юрий Юрьев прогнозирует дальнейшее снижение социальных стандартов из-за того, что в развитых странах «социал» «выплачивается тем, кто не создаёт средства на „социал“, например мигрантам и преступникам». Как он отмечает, в итоге средств всё меньше, желающих их получить всё больше и происходит оскудение.

Израильский экономический консультант Александр Этерман категорически не согласен с утверждением профессора Найденова о конце социальноориентированного капитализма. Он уверен, что финансовый кризис завершается и не релевантен для данной темы: «Острые социальные проблемы имеют место в странах, где социальные льготы, предоставленные населению, не соответствовали экономическим возможностям страны — в Греции, Португалии, Ирландии, в меньшей степени — в Италии. Ни в Скандинавии, ни в Германии, к примеру, ничего подобного не происходит. Новейшее время породило определенные объективные проблемы, требующие новых решений, прежде всего — проблемы, вызванные увеличением продолжительности жизни, экологические проблемы, однако они не вызвали и, скорее всего, не вызовут системного кризиса западного общества».

Политолог Роман Евстифеев также считает, что динамика развития социальных стандартов в развитых странах в условиях кризиса не говорит о свертывании достижений социального государства. По его словам, скорее происходит переформатирование этих достижений, реструктуризация, которые неизбежно должны были произойти после взлетов и падений социального государства в XX веке.

Другой политолог, кандидат философских наук Александр Кулик считает странным размышления ученых в ХХІ веке в терминах политэкономии ХІХ века: «Капитализм ныне существует в виде, что и не снился Марксу — в виде обществ сверхпотребления. Западные страны функционируют на основе принципа „как можно больше навязать товаров своим и не своим гражданам“. Причём, это неизбежно ведёт к постоянному повышению так называемых „социальных стандартов“ — на Западе с каждым поколением население покупает всё больше и больше товаров и услуг. Человек стал приставкой к кассовому аппарату, и нет никакого резона для Западного мира сбавлять обороты в манипулировании потребительским сознанием своих народов».

Резюмируя вышесказанное, Сергей Сибиряков заявил: «Если говорить о тенденции сворачивания социальноориентированной экономики развитых стран, то об этом подробно писали в своей книге «Россия и мир. Куда держим курс?», изданной еще в 2007 году, ее авторы Юрий Дроздов и Сергей Илларионов. Юрий Дроздов, ветеран органов государственной безопасности, генерал-майор в отставке; с 1979 по 1991 год возглавлял Управление «С» (нелегальная разведка) КГБ СССР. В интернете можно найти конспирологические версии о том, что на заседании Бильдербергской конференции было принято решение о введении более жесткого режима управления потребностями масс через рост цен на продовольствие. По данным Википедии Бильдербергский клуб, Билдербергская группа, Билдербергская конференция (англ. Bilderberg group — Билдербергская группа) — неофициальная ежегодная конференция, состоящая примерно из 130 участников, большая часть которых являются влиятельными людьми в области политики, бизнеса и банковского дела, а также главами ведущих западных СМИ. Вход на конференцию только по личным приглашениям. Заседания клуба проходят в полной секретности, по особым приглашениям, даты их созыва в печати не оглашаются. Организацию совещаний и безопасность участников обеспечивает та страна, на территории которой собираются билдербергеры — так их стали именовать по названию отеля «Билдерберг» в голландском городе Остербеке, где в мае 1954 года состоялось первое заседание клуба. В то же время, по мнению руководителя украинской научной школы архетипики профессора Эдуарда Афонина, выраженному им в процессе дискуссии по теме в своем блоге, не все так однозначно и линейно будет развиваться, как того хочется властным элитам. Профессор, доктор социологических наук Эдуард Афонин видит природу надвигающихся трансформаций развитых стран евроатлантического ареала в социальных изменениях, а социальные изменения должны стимулировать дальнейшее «социальноориентированное» развитие этих стран. Согласно модели «универсального эпохального цикла, примененную для наднационального уровня — „большой матрешки “, тенденции» технологические «опередят» социальные «и это будет накладывать свои последствия прежде всего для стран» Востока «, где будут доминировать» технологические «тенденции . Поэтому здесь можно будет говорить о синергетическом эффекте. Что касается стран „Запада“, то здесь, наоборот „социальное“ развитие изменения будет встречать сопротивление со стороны усиления мировых „технологических тенденций“. Но ведь и сами системы Запада в определенной степени „закрываются“ для такого влияния. В терминах системного подхода один из участников дискуссии львовский исследователь Тарас Плахтий отметил, что в иерархических системах, которые доминируют в западном обществе, к примеру, как международные корпорации, протекает вполне объективный процесс концентрации власти и собственности на вершинах иерархий, что приводит к ухудшению условий жизни самых низких уровней этих общественных систем. Поэтому вполне вероятно, что социальные изменения, о которых говорил профессор Эдуард Афонин, будут идти во встречном направлении процессам, которые обусловлены технологическими изменениями и какие из тенденций окажутся интенсивными, покажет только время».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть