В апреле 2023 года Глава Минфина РФ Антон Силуанов сообщил, что с 1 июля 2023 года демпфер для нефтяников сократят в два раза, что позволит сэкономить порядка 30 млрд рублей в месяц бюджетных расходов. Однако поправки к налоговому кодексу так и не внесли в Госдуму, а значит, согласно закону, вступление в силу этих изменений переносится как минимум на август, заявил REX аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Рост стоимости топлива всегда приводит к увеличению темпов роста потребительских цен, так как автоматически дорожают все поставки готовой продукции, сырья для её производства и т. п.
В итоге так и вышло, по данным Росстат в апреле цены производителей на бензин в РФ выросли на 9,7% относительно марта 2023 года, когда они выросли на 35,6% относительно февраля.
На этом же фоне оптовые цены на бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) с начала 2023 года выросли примерно на 40–50%, в зависимости от пункта отгрузки (средняя стоимость была посчитана на основе анализа цен на СПбМТСБ 15 случайных продавцов на бирже из разных регионов РФ).
А розничные цены на бензин и дизельное топливо пока удаётся сдерживать ФАС, но даже они начали ускорять темпы роста на фоне подорожания оптовых цен на бирже. Так, по данным Росстат, только за неделю с 23 по 29 мая бензин в России подорожал на 0,3%, а неделей ранее он подорожал ещё на 0,3%.
Таким образом, становится понятно, что даже ФАС не сможет сдержать внутренние цены на топливо от высоких темпов роста, если правительство сократит демпфер в два раза. А для правительства крайне важно сдержать розничные цены на топливо от роста не выше среднегодовой инфляции по стране, чтобы не разгонять её ещё сильнее. Наступает время повышенного спроса на топливо, так как стартует сельскохозяйственный сезон и сезон отпусков, когда увеличивается внутренний туризм.
Сокращение демпфера неизбежно приведёт к росту оптовых и розничных цен на топливо и как следствие, отразятся на стоимости нового урожая, а обычно летом дешевеют сезонные продукты (фрукты, зерновые, плодоовощная продукция и т. п.).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 06.10.23 Правительство РФ восстановило топливный демпфер в прежнем объёме
- 24.08.23 Росту стоимости дизельного топлива способствует повышение цен на мировом рынке
- 24.08.23 Рост цен на дизельное топливо создаёт угрозу продовольственной безопасности России
- 17.07.23 На Ставрополье и в Кабардино-Балкарии установлены рекордные в СКФО цены на бензин и дизель
Поэтому вопрос сокращения демпфера необходимо тщательно проработать и либо отодвинуть его на третий и четвёртый кварталы 2023 года, либо придумать новые механизмы сдерживания цен, так как просто увеличение оптовых продаж на бирже и мониторинг ФАС как мы видим, уже не помогают.
К новым механизмам можно отнести и ограничение экспорта, но в таком случае доходы бюджета тоже упадут, поэтому всё же лучше воспользоваться старым механизмом демпфера, так как он уже показал свою высокую эффективность в сдерживании роста как оптовых, так и розничных цен на топливо.
Как сообщало REX, российские власти не могут принять окончательное решение по пересмотру бюджетных субсидий для нефтепереработки. «Коммерсант» писал, что Минфин РФ выступает за уменьшение платежа по демпферу в два раза с июля.
Комментарии читателей (0):