Пропорциональное регулирование, действующее в банковской системе России несколько лет, в целом инструмент известный и достаточно удобный, заявила REX доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Татьяна Белянчикова.
В обычных условиях банк, имеющий больше прав, принимает на себя и большую регуляторную нагрузку, и наоборот. Сегодняшняя ситуация внесла свои коррективы, и небольшие банки с базовой лицензией (ББЛ) получили возможность открывать корреспондентские счета за рубежом, этой самой лицензией изначально не предусмотренную.
Идея понятна – мелкие банки, как правило, сами по себе не находятся под санкциями, и такой шаг – дополнительная возможность для страны осуществлять международные расчеты почти в обычном режиме.
Но сразу обозначились два других ограничения. Во-первых, за рубежом такие банки не очень ждут просто на том основании, что банк российский.
Во-вторых, у подобных банков не таков объем операций, чтобы зарубежным контрагентам было интересно открывать счета экономически, с точки зрения привлечения активно работающего и соответственно доходоприносящего клиента.
И если первая причина находится за пределами компетенций банковского сообщества, то над решением второй можно поработать.
Чтобы крупные банки решились осуществлять международные расчёты через банки с базовой лицензией, у тех должны быть в числе прочего технические возможности это делать, а тот же SWIFT в условиях базовой лицензии и прежней невозможности открывать корсчета за рубежом был им просто не нужен.
Впрочем, и сегодня он будет экономически выгоден этим банкам, только если поток платежей будет его окупать (или при государственной поддержке), да и само Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT) не всегда решится принять в свои ряды новый российский банк.
Заработать на международных операциях банк с базовой лицензией может, пожалуй, в двух основных случаях: если другие банки будут работать через него (мы возвращаемся к тому же SWIFT или иной удобной системе) и, если у такого банка будут собственные клиенты, ведущие внешнеэкономическую деятельность (что сложно, ибо банк маленький, крупные клиенты разобраны главными игроками рынка, к тому же по закону возможности кредитования у ББЛ ограничены 20% от их небольшого капитала).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Поэтому движение к международной деятельности банков с базовой лицензией не такое быстрое, как предполагалось изначально. Скорее всего, тут будет политика маленьких шагов, по мере роста международного бизнеса всё больше зарубежных кредитных организаций будут заинтересованы в работе с ББЛ.
Но для этого банки с базовой лицензией, наверное, должны быть уверены, что это постоянная или хотя бы долгосрочная история и что право открывать корреспондентские счета за рубежом не будет у них отобрано регулятором в конце 2024 года или даже раньше.
Как сообщал REX, трём банкам с базовой лицензией России удалось открыть иностранные счета для международных расчётов, передавали РИА Новости со ссылкой на председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова.
Комментарии читателей (0):