На фоне недавнего шквала дипломатической активности между Азербайджаном и Арменией встает призрак глобализации конфликтов. Не успели министры иностранных дел Баку и Еревана приехать в Вашингтон, чтобы попытаться выйти из тупика, куда зашли усилия по нормализации отношений, как Россия выступила с заявлением о том, что единственно возможной правовой основой для окончательного мирного соглашения является та, в которой Москва выступает гарантом мира посредством своего миротворческого контингента. Кремль в основном отмалчивался по поводу недавних попыток президента Азербайджана Ильхама Алиева форсировать вопрос о мерах по укреплению доверия путем односторонней установки контрольно-пропускного пункта в Лачинском районе, на гуманитарной дороге, соединяющей Армению с Карабахом, где до сих пор живет община армянских сепаратистов. Эти события последовали за предложением Баку о двустороннем открытии КПП, что могло бы положить конец провокациям со стороны третьих сторон и избежать случаев злоупотребления полномочиями со стороны российских миротворцев.
В течение двух с половиной лет, прошедших после отвоевания Азербайджаном его территорий в ходе Второй Карабахской войны, проблема участия третьей стороны как препятствия на пути к миру приобрела первостепенную важность. Обе стороны, но в особенности Баку, стали жаловаться на неэффективность миротворческих сил, которые должны были сохранять мир между соседями в течение пяти лет после подписания первого мирного соглашения. В последнее время роль России на Южном Кавказе стала вызывать особую озабоченность. Москва всегда считалась особо близкой к Армении из-за исторических и военных связей, хотя она поддерживала торговые и культурные отношения с обеими странами.
Однако стремление Кремля рассматривать Азербайджан как сферу влияния, а не просто как партнера, всё больше раздражает и население, и правительство. В качестве примера можно привести то, что МИД РФ до сих пор пользуется устаревшим термином «Нагорный Карабах», который напоминает о создании Москвой анклава Арцах в Карабахе в 1980-х годах в рамках стратегии по созданию и усугублению разногласий между различными этническими общинами и автономными республиками с целью не допустить движений и восстаний за независимость, а также в качестве способа сохранения централизованного контроля. Другой пример — очевидная поддержка российским государством олигарха Рубена Варданяна, имевшего ранее двойное гражданство России и Армении, который, как считается, стоит за контрабандой золота из Карабаха, возможно в поддержку российских военных усилий на Украине. В свете продолжающейся незаконной добычи и контрабанды двусмысленная роль миротворцев вновь оказалась под вопросом. Но Россия — не единственная региональная держава, стремящаяся демонстрировать свою силу за счет малых стран.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Поскольку напряженность между Арменией и Азербайджаном продолжает нарастать, премьер-министр Армении Никол Пашинян недавно всех удивил, обязавшись признать суверенитет Баку над Карабахом в обмен на обязательство Азербайджана признать границы и суверенитет Армении. После 44-дневной войны в 2020 году Азербайджан освободил около 20% своей территории, занимаемой армянами в течение почти 30 лет; однако сепаратистский анклав Арцах, провозглашенный армянами, проживающими в Карабахе, остается предметом спора с момента подписания трехстороннего мирного соглашения. Несмотря на капитуляцию Еревана, споры о демаркации и делимитации границ, открытии коммуникаций, стратегических торговых путей и гуманитарных дорог, а также другие вопросы остались неурегулированными, что не позволило подписать окончательный вариант соглашения между странами, обе из которых считаются союзниками США. После окончания Второй Карабахской войны Баку быстро превратился в крупного экспортера энергоносителей в Европу, подписав несколько соглашений с ЕС и придя к нему на помощь в условиях глобального энергетического кризиса, усугубленного последствиями военных действий на Украине.
Армения, со своей стороны, продолжает опираться на значительное число активных диаспор в США, Франции и других странах, чтобы получать политическую и финансовую поддержку, а также представлять свои региональные интересы. Двусторонние отношения между двумя соседями, ухудшаемые реваншистскими настроениями среди части армянского населения, лоббистским пылом со стороны диаспор и политическим дискурсом карабахских армян, еще больше осложняются геополитическим контекстом последнего времени: ослаблением присутствия России на Южном Кавказе, растущей близостью между Арменией, Катаром и Ираном и всё более открытой напряженностью между Тегераном и Баку. Последняя варьируется от ограниченной военно-политической поддержки Армении во время Второй Карабахской войны до нападений на посольства Азербайджана, риторических угроз и перехваченных операций по шпионажу и вербовке террористов в пределах Азербайджана. Армения сблизилась с Тегераном по различным вопросам от торговли, энергетики и транспорта до безопасности и обороны. Недавнее соглашение позволяет Ирану передавать свои беспилотники в Россию по территории Армении и предусматривает обучение там иранских войск.
Враждебность Ирана к Азербайджану стала более явной после Второй Карабахской войны. Недоверию Тегерана к соседу способствуют несколько факторов. Во-первых, Азербайджан представляет собой прекрасный пример государства с шиитским большинством, где мирно сосуществуют религиозные и этнические меньшинства, где страна живет в относительном процветании и развивает дипломатические и социальные отношения как с западным миром, так и с Ближним Востоком. Растущая международная роль Баку резко контрастирует с плохой репутацией Ирана, связанной с нарушениями прав человека, поддержкой терроризма, коррупцией, экономической бесхозяйственностью, вмешательством в иностранные дела и ядерной угрозой. Хотя Иран быстро нормализует отношения с целым рядом ближневосточных государств, его агрессивная региональная позиция в обозримом будущем будет оставаться предметом споров, санкций и критики.
Во-вторых, 80-миллионное население Исламской Республики включает около 30 миллионов граждан азербайджанского происхождения, которые, с одной стороны, служат в иранских военных и правительственных учреждениях, а с другой — сталкиваются с дискриминацией, культурным притеснением и тщательно культивируемой подозрительностью со стороны этнических иранцев. Тегеран подозревает и обвиняет азербайджанские общины в лояльности Баку и стремится подорвать соседнее государство, чтобы отбить у них мысли о восстании, отказе от государства или массовом бегстве в Баку. По этой же причине Иран вербует азербайджанцев для участия в террористических операциях в иных государствах — дабы посеять недоверие между Баку и его соотечественниками в Иране.
Наконец, хорошие — и всё более крепнущие — дипломатические отношения Азербайджана с Израилем безмерно раздражают Иран; подавляющее большинство недавних угроз и обвинений касались израильской политической поддержки и военной помощи во время Второй Карабахской войны, а также утверждений о военном присутствии Израиля близ иранских границ, причем Тегеран утверждает, что Тель-Авив использует азербайджанскую территорию для военных атак и разведывательных операций против Исламской Республики. Тегеран попросту воспринимает хорошие отношения Баку с Израилем как прямую угрозу своему существованию. По иронии судьбы, чем больше Иран грозит Азербайджану и критикует его связи, тем больше Баку старается развивать как военные, так и политические контакты.
Недавние инциденты, такие как возобновление смертоносных пограничных столкновений, заставляют предположить, что политический процесс на Южном Кавказе находится на грани срыва, и это может потребовать дополнительных ресурсов, вовлечь в эту трясину сторонних игроков и расколоть международное сообщество, в то время как оно пытается сохранить единство по вопросам, связанным с Украиной. Еще один инцидент последнего времени связан с сожжением азербайджанского флага во время соревнований по тяжелой атлетике в Армении. Азербайджан отказался от участия в чемпионате Европы по тяжелой атлетике, проходившем в Ереване, после того как на церемонии открытия на сцену выбежал активист, схватил азербайджанский флаг и поджег его, что возмутило азербайджанцев. Его задержали, но позже отпустили, не предъявив обвинения, что вызвало осуждение со стороны азербайджанского общества и кампанию за бойкот участия Армении в международных спортивных соревнованиях.
Этот акт вандализма подчеркнул эскалацию враждебности, несмотря на жесты правительства Пашиняна, свидетельствующие о готовности продолжать переговоры и принять условия для заключения мирного соглашения. Недавно обнародованные видеозаписи, снятые в Армении и запечатлевшие пытки и жестокое обращение с двумя азербайджанцами, взятыми в плен при случайном переходе границы, подчеркивают расхождение между обещаниями Пашиняна и реальностью на местах. Утверждения о том, что армянское военное руководство похвалило причастных лиц, вызвали протесты и призывы к международному расследованию нарушений Женевской конвенции, подписанной и Арменией, и Азербайджаном. Эти эпизоды демонстрируют хрупкость мира и передают озабоченность по поводу идеологической обработки армянского населения против его соседа. Как официальные лица Баку, так и общественность ставят под сомнение культуру безнаказанности в отношении антиазербайджанских действий и насилия. Могут ли переговоры увенчаться успехом в такой атмосфере, если власти будут приветствовать или терпеть подобные нарушения?
В этом контексте комментарии Пашиняна весьма примечательны, поскольку на сегодняшний день это самое сильное свидетельство того, что, несмотря на парадоксальные политические шаги Армении, Ереван стремится к урегулированию разногласий с Баку и интеграции на Южном Кавказе. Призывая ЕС и Россию обеспечить сохранение мира, Пашинян, возможно, косвенно признает, что его, казалось бы, противоречивая, непоследовательная и неравномерная политика проводится под давлением множества сторон. Это и иностранные лоббисты, и громкие «ястребы» внутри страны, и такие страны, как Иран, который обхаживала Армения, чтобы уравновесить тесные отношения Баку с Турцией, но он превратился в очень опасного друга. Иран, возможно, стремится превратить Ереван в очередную региональную марионетку, но, как обычно, совершенно не заботится об интересах Армении и ее граждан. Втянуть маленькую страну в войну, которая ей не по силам, при этом самому в ней не участвовать — вот идеальный сценарий для Тегерана, даже если это раздражает США, подрывает экономическую конкуренцию Баку иранской нефтью и газом и создает сценарий хаоса, идеальный для вербовки, идеологической обработки и экспорта исламской революции.
Несмотря на интерес Армении к иранским беспилотникам и участие в соревновании БПЛА, проходившем в Иране, ей еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем она сможет состязаться с модернизированными вооруженными силами Азербайджана. Региональная интеграция, возможно, единственный способ для Еревана не пасть жертвой корыстных гегемонистских амбиций Ирана. В свете этих событий все более запутанная региональная динамика на Южном Кавказе требует сильного посредничества и дипломатических стимулов со стороны авторитетных игроков. Россия поначалу взяла на себя эту роль, но из-за ослабления и вынужденного пересмотра своего присутствия на Украине стала менее заметной в регионе.
Посреднические усилия попытался взять на себя и Европейский союз. Некоторое время казалось, что эта инициатива набирает обороты, однако ей помешали политические амбиции президента Франции Эммануэля Макрона, нарушив взаимоприемлемый формат. Макрон, понеся политические потери в Западной Африке и потерпев аналогичное поражение в восстановления широкого французского влияния на Ближнем Востоке, выбрал Южный Кавказ в качестве относительно легкой мишени в силу значимости армянской диаспоры во Франции. По настоянию Макрона, премьер-министр Пашинян потребовал присутствия французских представителей в зале на переговорах с Азербайджаном, однако Баку это требование отверг. Поскольку Брюссель не смог обеспечить единство, Вашингтон, несмотря на внутриполитический беспорядок и множество конфликтующих внешнеполитических интересов, играет все более активную роль в качестве посредника, его чиновники совершают поездки между Южным Кавказом и Вашингтоном ведут разнообразные переговоры в разных местах. Тем не менее, если Вашингтон не посвятит время, силы, ресурсы и политическое внимание, необходимые для разрешения конфликта, его труды также предсказуемо потерпят поражение из-за множества внешних факторов и явного отсутствия политической воли у некоторых участников.
Комментарии читателей (0):