Комментарий к обсуждению доклада на научном семинаре Дискуссионного клуба РНБ в Доме Плеханова, Ленинград, 19 апреля 2025 года
Вчера прозвучало, что западный марксизм начался с Франкфуртской школы, а до этого его не было ввиду того, что Европа признавала советское первенство и советские успехи. Честно говоря, смешно! Во-первых, К. Каутский и не только он, как ни крути, — марксист, который, тем не менее, отстаивал вполне определённую, буржуазно-глобалистскую модель будущего. Напомню, что она включала:
- перенос практики картелей на международные отношения;
- консолидацию крупнейшим национальным империализмом всех остальных.
Суть «ультраимпериализма» в том, что западные социал-демократы, вступив в долю с буржуазией в эксплуатации колоний, получают такую долю и в политике в виде участия в двухпартийных системах. Либеральный и Социалистический интернационалы – оба в Лондоне, где никогда не было развитых социал-демократических традиций. Только чартизм, преобразованный в лейборизм, сложившийся на основе фабианства – немарксистского социализма. Каутский своей работой «Империализм» не просто выступил за войну, но заложил фундамент буржуазного «двухпартийного консенсуса».
Отчего у нас такие проблемы с пониманием этого? Существует противоречие между объективным и субъективным фактором, взаимодействие которых характеризуются диалектическим единством и борьбой противоположностей. Объективный фактор – общественные процессы; субъективный – внешнее на них воздействие определёнными силами в определённых интересах. Вспоминаем работу В.И. Ленина «Что делать?», второй раздел: «Стихийность масс и сознательность социал-демократии». В синергетике есть понятие точки бифуркации; в момент трансформации процесс неуправляем и подвержен любому, самому малому внешнему воздействию. Так вот, существуют люди и институты, оказывающие такое воздействие на системной основе, не выпуская процесс из-под контроля даже в этот момент. Именно это и называется «глубинным государством». Поэтому такую остроту получает противоречие между глобализмом и суверенитетом.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Концепция «ультраимпериализма» - об участии европейских левых в грабеже колоний. И о включении по умолчанию в список этих колоний России, даже после Великого Октября. Это – позиция европейской социал-демократии, совпадающая с позицией европейской буржуазии. О ней писал Ф. Энгельс, о ней упоминал К. Маркс, правда, ограничивался Англией, поясняя, что по другим странам таких данных у него нет.
Во-вторых, идеологической основой и скрепой «двухпартийного консенсуса» на Западе, особенно в США, служит неоконсерватизм. Что это такое? Сплав трёх течений: либертарианства, христианского сионизма (есть и такой, он же христианский фундаментализм) и… троцкизма. Говоря о «вкладе» франкфуртцев в эрозию марксизма, не забудем:
- Т. Адорно и его работу с Тавистокским институтом (при Университете Сассекса). Занимались внедрением принципа так называемой «позитивной мотивации». Это когда человеку, обществу внушается «нужная» модель поведения как «хорошего» и «правильного». Каким бы идиотизмом это ни было на самом деле, вроде «зелёной» повестки. Адорно, кстати, писал слова для песен The Beatles, то есть это было как раз внедрение такой модели: пацифистской, хипстерской, противопоставляющей личную вседозволенность общественным интересам;
- ещё, главное, не забудем Г. Маркузе с его принципом «Великого Отказа» от христианства и «революцией удовольствий». Помним, да?
Удовлетворение инстинктов обеспечивает контроль над личностью.
Это – Маркузе. Так что если не брать Э. Фромма и М. Хоркмайера, Франкфуртская школа сыграла немалую роль в подмене пролетариата «прекариатом» - деклассированным элементом, собирательно обозначающим меньшинства. Самые разнообразные: от языковых – до сексуальных. Если коротко, то взяли документы ООН в поддержку языковых меньшинств и потихоньку, шаг за шагом, их переработали и распространили на другие меньшинства, выйдя в итоге на пропаганду ЛГБТ* (экстремистская организация, запрещенная в РФ) и BLM. Говорят, что эти движения там что-то вроде «пустого места». Однако руками чернокожих «активистов» решили исход выборов 2020 года в США, а потом как по команде, хотя почему как? – все протесты завершились. Типичный признак внешнего управления. Сейчас тема «прекариата» - якобы класса, страдающего от глобализации - термин ввёл Г. Стэндинг – в определённых структурах западных элит, вроде Бильдерберга, — в официальной повестке. В интернете, где жизни, конечно же, «нет», как здесь утверждалось, зато есть информация о том, как жизнь протекает, это всё несложно отыскать.
В-третьих, не забудем о еврокоммунизме. Главное – не то, что он критиковал советскую практику; главное, что он отказывал в признании ленинизму, но при этом признавал марксизм. Это означает, что еврокоммунистические партии, а среди них было немало крупных, — отвергали советский опыт. Но в этом случае и ленинизм вправе отказать в марксизме западным левым, не так разве? Следовательно, разрыв двусторонний. Отсюда вытекает новый, русский этап развития марксизма, как часть его общей периодизации:
- первый этап: «классика» европейского марксизма, выродившегося в оппортунизме в теорию, как всем стать буржуа;
- второй: наполненный своеобразием, по Ленину, российский опыт Великого Октября;
- третий этап: вектор на Восток, в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Чем дальше от европейского перерожденчества, за которое так любят цепляться догматики, — тем больше творческого марксизма. В рамках того самого ленинского понимания.
Подробнее об этих этапах. Первый, европейский, исходил из «равномерности» капиталистического развития и одновременности революций. Однако, коллеги! Верификации нет – не было прецедентов, за исключением Парижской коммуны, этого мало. А значит, как бы нам ни хотелось повторять за классиками, без апробации считать доказанным это нельзя. Зато на втором этапе с апробацией всё в порядке. Ленинизм, по определению И.В. Сталина, - марксизм эпохи империализма и пролетарских революций. Это – советский опыт. А третий, восточный этап? Там речь идёт о марксизме эпохи национально-освободительных революций, заимствованном у Сталина, который именно так, то есть правильно понял своеобразие, о чём и сказал на XIX съезде КПСС в речи, которая очень не понравилась будущему «оттепельному» руководству. Близко к тексту:
Кроме коммунистических и демократических партий некому больше поднять знамена демократии и национального освобождения, брошенные буржуазией, которая торгует этими понятиями за доллары.
В официальном марксизме темы трёх этапов – европейского, советского и восточного – нет. Но ведь наличие этих этапов, передаваемых как эстафетная палочка, разве вызывает сомнения? Может, пора теорию дополнять, а не делать вид, что периодизации не существует, ибо мы не хотим её видеть?
Чтобы расставить точки над «i». Эквивалент и квинтэссенция своеобразия – это «победа социализма в отдельно взятой стране». Это означает, что марксизм способен выжить и закрепиться, только если он переносится на национальную почву, то есть делается поправка на специфику. На китайскую специфику – внесение этого положения в теорию в Китае, считаю, оправдано. На русскую специфику, о которой писал Н.А. Бердяев. Китайцы – ещё раз! – ничего не изобрели. Они просто очень внимательно прочитали и переосмыслили позднего Ленина и Сталина. На них некоторые у нас за это нападают, забывая, что критерием истины является практика, а китайский опыт – успешный и потому заслуживает самого пристального внимания.
Кстати, к вопросу о третьем этапе. Теория «новой демократии» Мао Цзэдуна выделяет некоторые особенности социалистической революции в странах зависимого капитализма:
- она никак не связана с буржуазно-демократической революцией, которая невозможна, ибо этого не допустит метрополия, и не нужна, ибо зависимость от метрополии уже втягивает страну в систему глобального капитализма;
- она осуществляется под руководством Компартии единым фронтом пролетариата с непролетарскими элементами. В том числе национальной буржуазией, которая таким вот способом ещё и противопоставляется компрадорской.
В-четвёртых, «красные бригады», включая связанные с ними инциденты с гибелью экс-премьера Италии А. Моро и Р. Кальви, экс-директора Банка Ватикана. Последнее убийство было совершено ритуальным масонским способом, а сами «бригады» входили в созданную ЦРУ террористическую сеть Gladio. К вопросу о том, на кого работали европейские левые, повернувшиеся спиной к СССР. Да, а кому, как услышал про масонство, сразу же хочется произнести слово «конспирология», следует освежить в памяти работу Энгельса «К истории Союза коммунистов».
В чём причина такой трансформации западного марксизма? Встречный вопрос: а почему раскол РСДРП на втором съезде произошёл по отношению к срокам осуществления социалистической революции? Почему европейские левые, а за ними меньшевики так настаивали на долгом развитии капитализма? Не потому ли, что пока идёт такое развитие, левые силы остаются в орбите «двухпартийного консенсуса», под его контролем? И этим мотивом оправдывается установка на большой разрыв между буржуазно-демократической и социалистической революциями, который Ленин отверг? Маркс о «двух руках, которыми олигархия удерживает власть», писал ещё в 1855 году, уже тогда эта тенденция ему была очевидной.
Теперь о том, что говорил и чего не говорил Ленин. О «нациях-паразитах» говорил? Говорил, источник общеизвестен - статья «Империализм и раскол социализма». Когда нация объявляется паразитом, то это потому, что она вся участвует в грабеже, а не только её буржуазный класс. О расколе левого движения на две партии – революционную и соглашательскую - говорил? Да, и это тот же самый источник. О своеобразии говорил, которое – вопрос «отдельно взятой страны». Это «О нашей революции».
Следим за логикой. Если паразит – нация, то паразиты – и все её классы – эксплуататорские и эксплуатируемые. То, что это – не классовый подход – очевидно. Возникает вопрос: если, как вчера говорилось, классовые отношения можно «потрогать руками», то разве нельзя этого сделать с цивилизационными? Или религиозные и национальные отличия уже отменены? Это тоже догматизм, шифруемый ссылками на скрижали.
На мой взгляд, в классике с распадом СССР обнаружился пробой. Теория ОЭФ – общественно-экономических формаций не допускает регресса, возвращения итз социализма/коммунизма в капитализм. А он, тем не менее произошёл. Этот казус в рамках классики не объяснишь, нужны другие аргументы. Например, предложенная Ю.И. Семёновым идея параформаций. С их помощью своё место на лестнице ОЭФ отыскивается для конкретных режимов. Не все начинали с начала, не все доходят до конца. Но Семёнову при советской власти не давали хода. Результат: до сих пор нет теории, «отлитой в граните». А без этого – никуда. Старое утрачивает актуальность, а новое, что может «выстрелить» - на стыке классового и цивилизационного подходов. Вот колебался, приводить ли эти слова Ленина. Вчера воздержался, сегодня всё-таки приведу, уж больно они «конкретные»:
…Учебник, написанный по Каутскому, был вещью для своего времени очень полезной. Но пора уже всё-таки отказаться от мысли, будто этот учебник предусмотрел все формы развития дальнейшей мировой истории. Тех, кто думает так, своевременно было бы объявить просто дураками.
Это о догматизме. Напомню: Ленин спорит с меньшевиком Н. Сухановым и объясняет как раз специфику русской революции. Мысль там близко к тексту такая: «Нас обвиняют, что у нас не хватает цивилизованности, чтобы быстро перейти к социализму и предлагают эту цивилизованность набирать в капитализме. А почему, собственно? Почему мы не можем создать у себя зачатки цивилизованности, прогнав буржуазию и помещиков?». И – далее вот эта цитата про «дураков», которые этого не понимают.
Итог какой? С распадом СССР и схлопыванием мировой системы социализма до пяти стран мы оказались в новой реальности. Можно и дальше убаюкивать себя ростом популярности левых идей, но самое красивое в футболе – это не игра, а счёт на табло. Он не в нашу пользу, это очевидно. Появились новые тенденции – «прекариат», «глобализм», «глобализация», о «деглобализации» теперь заговорили. Её без войны не бывает и т.д. Значит, нужны новые подходы, так как эти явления и тенденции нужно объяснять. Я же максимум «нового», что вчера услышал, — это признать пролетариатом всех наёмных работников всех форм производства. Нам не кажется, что это страусиная позиция? На бетонном полу.
Скажете: говори конкретно. Пожалуйста! Для начала нужно отказаться от преемственности Октября – Февралю и признать его подрывом российской государственности, преступлением либералов и социалистов-меньшевиков, которое пресекли большевики, и это их величайшая заслуга перед российской историей. Далее. Возврат столицы в Москву с петровских времен был мечтой русского народа, об этом писали многие православные мыслители. Когда это сделали – взлёт популярности и доверия к большевикам сразу же.
Третий Рим в образе Третьего Интернационала против Третьего храма в образе Третьего рейха.
Как вам такая эсхатологическая аллегория? А она – работает! Во вполне определённых аудиториях. Проверял.
Коллеги! Поиск новых путей начинается с осознания кризиса и тупика, в котором оказались. Против нас ведётся умная, тонкая, выверенная, беспредельно подлая и нечистоплотная игра. Мы хотим в шахматы, а получаем доской по голове. И сами себе пытаемся доказать, что ничего особенного не происходит, и ничего менять не нужно. Как в том анекдоте про партийного секретаря: «Фигли думать – трясти надо». Мне же представляется, что с таким уровнем и эффективностью реакции на глобальные перемены мы очень скоро можем оказаться на обочине.
Комментарии читателей (3):
"Такой уровень развития и эффективность реакции на глобальные перемены" есть следствие, но никак не причины такого состояния дел, а со следствиями можно бороться абсолютно безрезультатно сколь угодно долго, чем и пользуются те, кому это выгодно и именно по этим причинам "Мы хотим в шахматы, а получаем доской по голове. И сами себе пытаемся доказать, что ничего особенного не происходит, и ничего менять не нужно" и будем получать ровно до тех пор, пока не поймем, что всё начинается с человека и всё на нём же заканчивается, при том, что уровень развития цивилизации определяется не т.н. "технократическими достижениями", а наличием в ней состоявшихся человеков, в терминологии Б.Поршнева - неоантропов, число которых медленно, но неуклонно растет.
А т.к. о человеке никто не говорит и, судя по всему говорить не собирается, чему тоже есть причины, то бормотать о следствиях и воевать со следствиями от следствий можно до морковкиного заговенья, чем и занимается статически подавляющая часть предсказателей, предрекателей, экспертов, аналитиков и пр. темнил от социологии и других наук абсолютно безрезультатно, подтверждением чему состояние системы образования в РФ и это при том, что на эту проблему указано, куда, как давно:
"Необходимо, в-третьих, добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии.
Что требуется для этого?
Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления. " (Экономические проблемы социализма в СССР, И.Сталин, 1952)
И.Сталину вторит А.Макаренко в своей работе "О коммунистическом воспитании", 1956.
Т.к. ничего подобного этим работам в современной действительности не появилось, то и результаты будут соответствующим: как потопали, так и полопали
Ой ли!?
В мае 1919 года Ленин пишет: «…Уничтожение классов — дело долгой, трудной, упорной классовой борьбы, которая после свержения власти капитала, после разрушения буржуазного государства, после установления диктатуры пролетариата не исчезает (как воображают пошляки старого социализма и старой социал-демократии), а только меняет свои формы, становясь во многих отношениях ещё ожесточённее».
В последствии Сталин указывает на нарастание классовой борьбы по мере строительства социализма в СССР. Борьба же не всегда увенчивается победой, так что теоретики и практики социализма в России вполне допускали откат. В том числе и в этом свете Сталин указывает на необходимость дальнейшей теоретической работы в условиях возникающих в конкретно-исторических обстоятельствах новых угроз Советской власти.