Прогнозы аналитиков касательно предстоящей морской блокады Китая однозначны: при драматическом развитии событий такие действия англосаксов неизбежны. Перерезаны будут и каналы поставки углеводородов, что может нанести сокрушительный удар по КНР. Китай ещё надеется на угли Австралии, но он уже осознал, как важно иметь «надежный северный тыл» и новые каналы поставки.
При столь долгой истории соседства мы имеем всего одну (!) нитку ЖД-сообщения с Поднебесной. И если с транспортировкой нефтегаза дела налаживаются, то угольщики Кузбасса и Хакасии испытывают трудности. У угля слишком много конкурентов, приоритет отдан высокодоходным грузам из Сибири и Дальнего Востока. Слава богу, у нас есть Северный морской путь, и его нужно загружать. В Арктике длина плеча критически важна. А где у нас максимально близкий к Беринговому проливу крупный угленосный регион?
Перспективы месторождений Таймыра, которые распространены в пределах всего муниципального района и привязаны к Таймырскому и Северо-Таймырскому угленосным бассейнам, Анабаро-Хатангскому и Норильскому районам. Общие ресурсы каменных и бурых углей региона оцениваются приблизительно в 500-700 млрд тонн. Таймырский бассейн пересекает полуостров от Енисея до моря Лаптевых. Здесь выделяются Восточный и Западный угленосные районы. Первый изучен слабо, он не освоен, не населен, возможности для изучения месторождений пока не просматриваются. Западно-Таймырский район изучен почти детально. Близость к Диксону, высокое качество коксующихся углей, значительные запасы и близость к уже действующей инфраструктуре Севморпути делают участок перспективным для экспорта. Запасы угля месторождений Слободское, Крестьянское и Сырадайское оцениваются в 175 млрд тонн, в том числе коксующихся – 74 млрд тонн.
Здесь в рамках проекта «Северная звезда» начато строительство транспортной инфраструктуры — 60 км автодороги свяжут угольный разрез, морской терминал и обогатительную фабрику, которая расположится рядом с Диксоном на базе Сырадасайского месторождения. Проект имеет статус резидента АЗРФ и входит в комплексный проект «Енисейская Сибирь». Фабрика планирует выпускать пять млн тонн угольного концентрата в год. Расстояние до разреза составит 8,5 км, а до порта «Енисей» – 52 км. Мощность угольного кластера – 5 млн тонн на первом этапе и 10 млн тонн в год на втором. Идёт строительство порта и пылеугольной станции.
Часть экспертов до сих пор считают проект спорным в части рентабельности и общей коммерческой устойчивости. Есть и попытки внешнего давления. Недавно изгнанная из РФ видная экологическая организация продвигала тему содержания в месторождении мышьяка. По разным оценкам, его показатели могут быть значительно выше допустимого значения. Проблему, если она действительно есть, можно решить с помощью технологий обогащения.
Ещё один заполярный аспект угольной логистики — идея Минтранса о перевалке «южных» углей и других экспортных грузов, идущих в настоящее время по перегруженному Восточному полигону, через северные енисейские порты. Депутат ЗС Красноярского края Ирина Иванова направила запрос руководству «Норникеля» о задействовании ресурсов компании АО «Енисейское речное пароходство» и получила ответ: свободных мощностей нет, все грузы, перевозимые «Норникелем», связаны с производственной деятельностью компании, проектом «Восток Ойл», жизнеобеспечением Таймыра и Норильска.
Со временем вполне могут быть востребованы и Норильские угли, хотя с 2012 года «Норникель» к своей программе развития угольных активов не возвращался. В конце 70-х годов XX века, когда предприятия НГМК были переведены с угля на газ, все шахты были законсервированы, сейчас добыча идёт открытым способом. Угля на Таймыре много. А с приходом на Севморпуть китайских товарищей, что было анонсировано недавно, объёмы перевозки могут измениться радикально, СМП будет загружен ещё и твёрдым топливом.
Эксперт центра «Проектный офис развития Арктики», писатель, публицист и исследователь Севера Вадим Денисов для Telegram-канала СМП.
Комментарии читателей (0):