Государственная дума приняла в первом чтении законопроект «О северном завозе», который централизует доставку грузов и жизненно важной продукции в 25 регионов Крайнего Севера. Документ был поддержан почти единогласно – 409 депутатов проголосовали «за» и только один «против». О том, как законопроект планируется реализовывать на практике, пишет Telegram-канал СМП.
Ежегодно в Арктические регионы доставляется более 3,4 млн тонн грузов. Однако из-за существующих инфраструктурных ограничений и многоэтапной логистики доставка занимает несколько месяцев, а стоимость социально значимых продуктов в несколько раз превышает среднероссийскую.
Например, хлеб, мясо, овощи, молоко на Севере стоит в два-три раза дороже, а уголь – в десять раз. Кроме этого, в ряде арктических регионов окно доставки жизненно важных грузов составляет всего несколько недель в году.
Читайте также: Новый механизм северного завоза заработает уже в 2023 году
Законопроект предусматривает создание централизованной системы управления северным завозом — контролировать движение грузов и выявлять риски сбоев намечено с помощью государственной информационной системы мониторинга. Планировать поставки будут на три года вперед.
Кроме этого, ожидается снятие инфраструктурных ограничений – опорная сеть транспортно-логистической инфраструктуры получит новый статус и федеральное финансирование. Дополнительную поддержку окажет введение льготных тарифов на перевозки товаров морским транспортом, а также их повышенный приоритет для перевозчиков.
Весь объем грузов разделят на три категории. В первую войдут товары для обеспечения жизнедеятельности населения, регионы смогут брать бюджетные кредиты на закупку такой продукции. Во вторую категорию войдут грузы для государственных и муниципальных нужд, в третью — все остальные товары.
При этом речь не идет о возвращении советской модели монополизации перевозок грузов для Арктики – планируется, что единый оператор будет лишь гарантировать своевременную доставку продукции, тогда как осуществлять перевозки смогут любые коммерческие компании, используя все меры федеральной и муниципальной поддержки.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Среди ключевых ожидаемых эффектов — снижение стоимости товаров жизнеобеспечения в регионах Крайнего Севера в среднем на 15%, сокращение сроков доставки и повышение надежности поставок грузов. В среднесрочной перспективе это улучшит качество жизни 3 млн человек, которые населяют удаленные Арктические территории.
Комментарии читателей (0):