Недавно прошло совещание президента России Владимира Путина с постоянными членами Совета безопасности, на котором в том числе обсуждался вопрос «внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане». Никаких подробностей не приводится, но, вероятно, обсуждение находилось в рамках поднимавшихся ранее тем, касающихся с одной стороны — вопросов текущей безопасности России и взаимодействия с соседними странами, с другой стороны — обновленной концепции внешней политики.
Весь 2022 год обстановка вокруг Арктики постоянно накалялась. Конфронтационная политика США в отношении как России, так и Китая, который стремится расширять свое присутствие в регионе, нарастала. Фактическое игнорирование России в Арктическом совете превратило последний в филиал НАТО, более того, прямо прозвучали заявления о том, что НАТО — арктический альянс. Результатом этого, по заявлению командующего Северным флотом РФ, стало то, что к концу года была введена практика выполнения регулярных одиночных и групповых походов боевых кораблей НАТО в Баренцевом море, в регионе поддерживается постоянное присутствие атомных многоцелевых подлодок ВМФ США, отмечается «устойчивый рост интенсивности» учебной боевой деятельности. Гонка вооружений фактически становится свершившимся фактом, вследствие чего риски непреднамеренного конфликта в Арктике возрастают.
В октябре прошлого года США представили новую национальную стратегию для Арктики, которая предусматривает усиление соперничества с Россией в этом регионе и определяет ряд основных направлений работы: усиление военного присутствия США в Арктике, активизацию учений со странами-партнёрами для «сдерживания агрессии в Арктике, прежде всего со стороны России», модернизацию противовоздушной обороны NORAD и обеспечение береговой охраны США дополнительными ледоколами, а также улучшение картографирования вод региона и прогнозирования погодных условий. Это, а также призывы западных экспертов признать Арктический регион возможным ключевым театром военных действий, обоснование необходимости использовать Шпицберген для «научных нужд» министерства обороны США, обеспечение круглогодичного присутствия береговой охраны и военно-морских сил США на Севере, призванные ограничить «монополию» России на судоходство в Арктике, пока не имело каких-то публичных ответных действий со стороны России.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Возможно, что недавние события, касающиеся другого региона, когда российская сторона через МИД заявила, – впервые за 22 года – что не может согласовать Японии сроки для обсуждения соглашения о морском промысле для японских рыбаков у Южных Курил, являются предвестником новой концепции внешней политики, которая найдет свое отражение и в Арктике.
В то же время, акцентируемое противостояние США Китаю в Арктике, с целью «обеспечения мирного будущего», заставляет некоторых экспертов делать вывод о неизбежности арктического союза России и Китая и интернационализации Арктики. Однако данный вопрос является весьма неоднозначным не только потому, что именно в Арктике Россия пока имеет преимущество в отношениях с Китаем, но и потому, что возможная интернационализация Арктики, вероятно, приведет к ускорению милитаризации региона, усилению военно-политической напряженности и повысит риски военных столкновений. По мнению специалистов, направления китайских исследований в Арктике — акустические исследования и картографирование — могут иметь военное применение, хотя формально проходит исключительно мирное сотрудничество.
Вероятно, с учетом критической важности для России Арктики с точки зрения национальной экономики и суверенитета, как подходы к региону во внешней политике, так и вопросы обеспечения текущей безопасности, будут отдельно сформулированы и ближайшее время озвучены. С учетом принципиальной важности последнее время понятия границ, «границы континентального шельфа» могут получить в этой связи особое значение.
Александр Баврин, аналитик Института региональной экспертизы, специально для Telegram-канала СМП.
Комментарии читателей (0):