События в Иране последних двух дней напомнили о том, что Ближний Восток — вероятно, самая большая горячая точка на планете. А еще там добывают едва ли не треть всей мировой нефти. О том, почему любой конфликт с Ираном потенциально станет прелюдией к новому нефтяному кризису в стиле 1973 года, пишет Telegram-канал «Суверенная экономика».
В 1973 году арабские страны напали на Израиль, который поддержали западные страны. Арабам это не понравилось, и они ввели эмбарго на поставку нефти, ее стоимость взлетела в четыре раза (сейчас смешно, но тогда $12 за баррель были катастрофой), а последовавший за этим кризис навсегда изменил мировой рынок нефти.
Иран — третья страна в мире по добыче газа (~6,5%) и в десятке по добыче нефти. Сам факт ухода персов с рынка может обрушить и без того хрупкое равновесие, сложившееся после начала СВО. Хуже другое — Иран от арабских монархий отделяет совсем маленький Ормузский пролив, менее 50 км в ширину в самой узкой части, через который проходит порядка 25% мирового экспорта нефти и около 30% экспорта СПГ. И даже реальная угроза его перекрытия станет катализатором нового роста цен.
Есть два важных фактора. Первый — это проблема со страховками, а второй — необходимость эти самые танкеры защищать. В теории их можно проводить конвоями и в сопровождении военных кораблей, но это сразу снизит предложение, сроки поставки и приведет к росту цен. С газом ситуация еще хуже — свободных мощностей на рынке не то чтобы много, а спрос на СПГ (на фоне отказа ЕС от российского трубопроводного газа) разогревает стоимость аренды.
Сейчас мировой рынок нефти и газа находится на этапе кардинальной перестройки. Санкции против России, потолок цен, восстановление китайской промышленности и рост спроса на танкеры создают новые риски роста цены. Любое серьезное обострение ситуации вокруг Ирана может стать той самой соломинкой, которая сломает спину рынку нефти и отправит стоимость на уровень долларов эдак 200 за баррель.
Комментарии читателей (0):