Госдума в первом чтении приняла законопроект, освобождающий от уплаты НДФЛ возмещение, полученное налогоплательщиком в соответствии с законами субъектов РФ по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков, передает корреспондент ИА REX.
Законопроект был разработан после обращения жителей многоквартирного дома одного из муниципалитета Московской области и подготовлен совместно с прокуратурой Московской области, пояснил соавтор инициативы депутат Госдумы Сергей Колунов.
«Статистика Московской области следующая: до конца 2023 года за счет региональных механизмов планируется завершить 166 объектов, а это 5 тыс. обманутых дольщиков. Законопроект направлен на дополнительную защиту прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков. Принятие законопроекта позволит восстановить социальную справедливость в отношении пострадавших граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов и получивших возмещение в соответствии с законами регионов по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков. Важно подчеркнуть, что главная законодательная новация заключается в том, что её можно будет применять при восстановлении прав обманутых дольщиков за счёт механизмов субъектов РФ», - пояснил он.
Федеральные законодатели резонно посчитали, что граждане априори вкладывают в жилищное строительство денежные средства, ранее заработанные ими в законном порядке и с которых уже был исчислен и уплачен НДФЛ, поэтому взимание второй раз того же налога с компенсационных выплат несправедливо и недопустимо, отметил налоговый юрист, член генерального совета «Деловой России» Александр Хаминский.
«Как налоговый юрист хочу предложить рассмотреть в качестве поправок два вопроса. Проектом не предусмотрено разделение средств, вложенных налогоплательщиком в жилищное строительство, на собственные и заемные. По моему мнению, компенсация собственных средств, безусловно, налогообложению не подлежит. Но если это правило распространить на кредиты и займы, то получится, что гражданин получает прямую материальную выгоду, которая ни ранее, ни впоследствии не облагается НДФЛ. И второй момент. Согласно второму п. 2 рассматриваемого законопроекта закон вступает в силу через месяц после его официального опубликования. В связи с этим возникает неопределенность, на какие правоотношения он распространяется. Ущерб может быть получен гражданами в предыдущие годы, а компенсация будет выплачена, допустим, в 2023 году. Тогда становится непонятно, куда относить суммы, полученные в январе, еще до принятия закона, и, предположим, в мае, когда закон, скорее всего, уже вступит в законную силу. Или можно рассмотреть другой пример. Один вкладчик компании-банкрота получил компенсацию в конце 2022 года, другой вкладчик все той же компании – уже в 2023 году. Получается, что для них наступят различные налоговые последствия, что несправедливо. Считаю, что законодателю следует уточнить порядок вступления закона в силу и период возникновения правоотношений, на который распространяется предлагаемая льгота», – предложил эксперт.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В ходе дискуссии обращалось внимание на то, что с принятием закона будут выпадающие доходы бюджетной системы. Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, поступления которого подлежат зачислению в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Реализация положений законопроекта повлечет выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, источники компенсации которых в материалах к законопроекту не определены, говорится также в заключении комитета Госдумы по бюджету и налогам. Отвечая на вопросы коллег о возможных поправках в этой связи ко второму чтению законопроекта, глава комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов (ЛДПР) отметил, что «между выпадающими доходами субъектов РФ и доходами граждан приоритетными являются интересы граждан».
Обсуждалась еще одна поправка – придать законопроекту обратную силу, ведь такие компенсационные выплаты субъекты РФ производили и в 2018-2019 гг. «Двумя руками «за», но давайте начнем с малого», - отреагировал глава комитета Госдумы Нилов.
Комментарии читателей (0):