Любой крупный международный проект имеет политическую составляющую. Не стал исключением и газопровод «Северный поток – 2». Для одних его строительство означает дальнейшую диверсификацию путей поставок газа в Европу, а значит, повышение общего уровня безопасности. Для других – геополитическое оружие России и ущемление транзитных интересов Украины. К числу последних относится и Войцех Якобик, руководитель польского энергетического ресурса Biznes Alert. О своем видении ситуации он рассказал Институту развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).
Какие изменения ждут европейский энергетический сектор после пандемии?
Европейскому сектору необходимо повысить эффективность, чтобы решить проблему снижения спроса на энергию и топливо. Европе необходимо пересмотреть отношения между государством и бизнесом, чтобы развивать такие мегапроекты, как European Green Deal, без четких рыночных сигналов. Невидимая рука рынка ушла в прошлое. Государствам необходимо будет направить инвестиции в энергетический сектор, что предполагает возможные изменения в правилах ЕС.
Спустя 11 лет после газового кризиса 2009 года удалось сделать европейский газовый рынок более устойчивым?
Европейский газовый рынок нельзя рассматривать как единое целое. Существуют региональные различия между подвижным и безопасным рынком Западной Европы и рынком Центральной и Восточной Европы с множеством узких мест в инфраструктуре и недостаточной диверсификацией источников. Однако устойчивость к внешним воздействиям стала выше благодаря таким правилам ЕС, как безопасность поставок, и целям энергетического союза по использованию новых возможностей: СПГ, энергоэффективность, возобновляемые источники энергии.
Как СПГ повлиял на перестройку энергетического рынка Европы?
Повышение привлекательности СПГ на европейском рынке привело к большей гибкости. Согласно многочисленным исследованиям, объем спотовых сделок по СПГ будет неуклонно расти в ближайшие годы, в результате чего старомодные долгосрочные сделки, такие как так называемый договор «Ямал-Европа» в Польше, устарели или, по крайней мере, не важны с точки зрения безопасности поставок. Существует растущая потребность в поддержке развития инфраструктуры, когда рынок хорошо обеспечен. Нам все еще требуется более высокая степень взаимодействия. Следующим этапом будет подготовка газовой инфраструктуры к транспортировке топлива с нулевым выбросом для промышленности в соответствии с целями ЕС по обеспечению климатической безопасности до 2050 года.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Как скажется на европейских странах строительство и запуск «Северного потока – 2»?
Для снабжения Европы российским газом «Северный поток – 2» не нужен. Россия обладает достаточными мощностями на Украине. Коронавирус снизил потребность в газе в Европе. Общие тенденции как повышение энергоэффективности, развитие возобновляемых источников энергии, диверсификация – все это снизило потребность в российском газе в Европе. Однако «Северный поток – 2» может усилить позицию Газпрома в Центральной и Восточной Европе из-за недостаточной диверсификации в регионе, который не нуждается в большем объеме того же российского газа, но должен искать альтернативы в соответствии с европейской политикой.
Что для европейской энергетической безопасности лучше, открыть двери для американского СПГ или продолжать сотрудничать с Россией и защищать строительство «Северного потока – 2»?
«Северный поток – 2» не повышает энергетическую безопасность Европы. По мнению Брюсселя, проект не в интересах Европейского Союза и не способствует диверсификации источников. СПГ, независимо от того, какое происхождение он имеет, является альтернативой, особенно важной для стран с газовыми рынками, которые не так развиты, как в Западной Европе. Которые не обладают обширной инфраструктурой и не отличаются полной диверсификацией, как, например, Великобритания.
Есть ли в Европе консенсус по газовым отношениям с Россией? Какие страны к каким позициям склоняются?
Пример «Северного потока – 2» показывает, как поставки российского газа разделяют европейцев на тех, кто ищет краткосрочные экономические выгоды, не думая о долгосрочной политике и перспективах безопасности, и на тех, кто обращает внимание на опасность этой политики России. Как показывает история, Москва может использовать проект для достижения внешнеполитических целей, и упомянутый выше газовый кризис 2009 года является прекрасным тому примером. Единственный способ достичь нормальных газовых отношений с Россией – быть полностью независимым от ее поставок.
Могут ли страны Африки и Ближнего Востока снизить газовую зависимость от России и стать надежными поставщиками газа для Европы?
Это зависит от отдельно взятой страны. Ближний Восток обладает большим экспортным потенциалом, и Катар уже является крупнейшим поставщиком СПГ в Европу. В будущем можно спрогнозировать поставки из Саудовской Аравии или Ирана. Страны Северной Африки могут сотрудничать с Европейским союзом в области энергетической и климатической политики, когда речь идет о поставках энергии и топлива и даже климатической политике. Все зависит от политической стабильности в этих регионах. Следует помнить, что эти страны могут быть источником водорода, важного, в том числе, для Европы.
Комментарии читателей (0):