Экономика Республики Беларусь весь период своего независимого существования формировалась на основе дотационных условий поставки энергоносителей из Российской Федерации.
Принимая во внимание длительность периода субсидий (почти 30 лет), финансово-экономическая, налоговая и бюджетная системы Республики Беларусь формировались в этих условиях и весьма тесным образом стали зависеть от базовых макроэкономических параметров поставки углеводородов из Российской Федерации.
Критическая зависимость бюджета Республики Беларусь и макроэкономической стабильности в стране от условий поставки энергоносителей, является основной причиной возникших в настоящий момент разногласий с Москвой.
Ключевым фактором обеспечивающим экономическую эффективность данной модели для Республики Беларусь явилось то, что в результате распада СССР, страна получила весьма избыточные производственные мощности в сфере нефтепереработки, с огромным экспортным потенциалом.
Таким образом, белорусская нефтепереработка, длительное время перерабатывала сырьё из Российской Федерации, поставляемое на дотационных (не рыночных) условиях, с лихвой обеспечивала потребность внутреннего рынка, а преобладающий объем продукции экспортировала по мировым ценам, пишет ТГ-канал "Колинавапапу".
Получаемая в результате этого значительная доходная часть через бюджетную и налоговую системы (экспортные пошлины, акцизы, спецфонды и прочие налоговые отчисления) обеспечивала стабильное развитие экономики и возможность субсидирования смежных сфер.
Белорусская система нефтепереработки и реализации нефтепродуктов, сформированная на основе дотационных условий поставки нефти из России, характеризуется следующими особенностями (влияющими на ее экономическую эффективность):
1. Действующей системой внутриотраслевого и межотраслевого субсидирования со стороны белорусских НПЗ (преимущественно ОАО «Нафтан»):
- Поставка более 300 тыс. тонн нефтехимического сырья в год по субсидируемым ценам (параксилол, бензол, толуол, ортоксилол, гач, прямогонный бензин, пиролизное сырье, нефрас-С4, ШФЛУ и пр.) в адрес предприятий нефтехимического комплекса республики: ОАО «МогилевХимволокно», ОАО «ГродноАзот», ОАО «Лакокраска», завод «Полимир», «БГПЗ» ПО «Белоруснефть», «Завод горного воска» и пр., которые в свою очередь обеспечивают поставки сырья по дальнейшей цепочке кооперации (например в адрес ОАО «СветлогорскХимволокно», «Гомельский химический завод», предприятий легкой промышленности и пр.);
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- Реализация до 450 тыс. тонн дизельного топлива для производства биодизеля для нужд сельскохозяйственных предприятий по ценам значительно ниже прейскурантной (поддержка сельхозпредприятий);
- Продажа более 100 тыс. тонн реактивного топлива в год для гражданской авиации и Министерства обороны с существенными скидками;
- Поставка химических волокон и сырья для их производства по сниженным ценам для поддержки предприятий легкой промышленности;
- Реализация бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке Республики Беларусь по регулируемым ценам, в основном через государственную систему нефтепродуктообеспечения ПО «Белоруснефть», в объеме около 5 млн. тонн в год;
- Внутриреспубликанские поставки нефтехимического сырья и нефтепродуктов осуществляются на условиях значительной отсрочки платежа (оборотные средства вышеуказанных предприятий в ряде случаев обеспечиваются за счет НПЗ).
2. Выстроенная монопольная система экспортных продаж нефтепродуктов через спецэкспортера ЗАО «БНК» и его дочерние структуры – около 13 млн. тонн нефтепродуктов в год:
В структуру ЗАО «БНК» входят дочерние компании, осуществляющие реализацию нефтепродуктов на целевых рынках:
- «БНК-Украина» (г. Киев) – крупнейший импортер белорусских нефтепродуктов на территории Украины (лидирующие позиции на рынке дизельного, авиационное топлива, бензина и дорожного битума).
- SIA TransBaltic Oil (г. Рига) – один из ключевых игроков на рынке стран Балтии по реализации продуктов нефтепереработки, участник «серых» реэкспортных схем дизельного и авиационного топлива на рынки Польши и Украины. Основной логистический оператор ЗАО «БНК» в портах Балтии.
- BNK (UK) Ltd (г. Лондон) – финансовый оператор и контрактодержатель сделок с европейскими трейдерами (консолидирование денежных потоков, финансирование и хеджирование сделок по поставкам FOB).
- «Европейская трейдинговая компания» (г. Смоленск) – осуществляет реализацию нефтепродуктов на территории РФ, является участником российских бирж, закупает некоторое нефтехимическое сырье для поставки в адрес предприятий концерна «Белнефтехим».
Система экспортных продаж характеризуется следующими особенностями:
- Реализация более 70% выработанных нефтепродуктов на условиях FOB порты Балтии и Украины (Клайпеда, Рига, Вентспилс, Одесса, Николаев и пр.) в адрес европейских трейдеров;
- Отсутствие продаж на условиях CIF, «избирательный» подход к выбору терминалов для перевалки нефтепродуктов и европейских контрагентов, как следствие - существенное снижение эффективности продаж и отсутствие конкурентной среды;
- Отсутствие прозрачности при реализации нефтепродуктов через дочерние структуры за рубежом (около 90% от всех продаж). Наличие множества «согласованных» реэкспортных схем за счет различного подхода к ценообразованию по целевым рынках (реэкспорт дизельного топлива из стран Балтии в Польшу, реэкспорт авиационного топлива из стран Балтии в Украину и пр.). Выстраивание «самостоятельной» политики по продажам нефтепродуктов на рынках Украины, Польши и странах Балтии;
- Множество заключенных низкоэффективных долгосрочных контрактов (на 5 лет и более) по поставкам нефтепродуктов в адрес европейских трейдеров с перевалкой через порты Балтии на фиксированных условиях;
- Поддержка схем блендинга (смешивания) нефтепродуктов в портах Балтии с целью повышения маржинальности для европейских компаний;
- Выстроенная, в рамках долгосрочных контрактов, система консолидирования денежных потоков с участием европейских компаний (финансирование и хеджирование сделок), в том числе по завышенным ставкам. Около 70% экспортных продаж белорусских нефтепродуктов осуществляется через дочернюю компанию ЗАО «БНК» - BNK (UK) Ltd (г. Лондон). Сложившаяся зависимость белорусской нефтепереработки от финансовой подпитки европейских структур и как следствие - невозможность выстраивания самостоятельной политики в области продаж продукции и обеспечения финансирования НПЗ.
3. Непрозрачная система экспортных продаж продукции всех предприятий концерна «Белнефтехим» и неэффективная система обеспечения сырьевыми компонентами.
Вся конечная продукция предприятий концерна «Белнефтехим» (химическая продукция, волокна и нити, синтетические смолы и пластмассы, минеральные удобрения, лакокрасочная продукция и пр.) реализуется на экспорт через созданную одноканальную товаропроводящую сеть за рубежом (ТПС концерна «Белнефтехим»). При этом данные зарубежные структуры не осуществляют свою работу с конечными потребителями на рынках присутствия (как это задумывалось), а реализуют продукцию в адрес многочисленных «согласованных» посреднических структур.
Все это приводит к тому, что основная доля доходности от реализации белорусской продукции, выработанной в конечном итоге из дешевого российского сырья, распределяется за рубежом между многочисленными трейдерскими компаниями, как правило аффилированными с руководящими белорусскими должностными лицами.
Более того, на предприятия концерна «Белнефтехим» осуществляется поставка многочисленных крупнотоннажных сырьевых компонентов (как правило дополнительное сырье для нефтехимии): углеводородное сырье, прямогонный бензин, широкая фракция легких углеводородов, пропилен, полипропилен, параксилол, толуол, ортоксилол, различные химические фракции, ацетон технический, каустическая сода и пр.
Данные поставки из Российской Федерации также в большинстве случаев осуществляются через многочисленные посреднические структуры аффилированными с руководящими белорусскими должностными лицами по завышенным ценам без надлежащей конкурентной среды, что в свою очередь также существенным образом снижает эффективность переработки по всей кооперационной цепочке (от нефти до конечной продукции нефтехимии).
При действующей системе внутриреспубликанского субсидирования и неэффективности экспортных продаж и обеспечения сырьем, в условиях налогового маневра в РФ, белорусские НПЗ (ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ») стагнируют и испытывают острый дефицит денежных средств для завершения ключевых инвестиционных проектов.
В связи с реализуемым в Российской Федерации налоговым маневром, ставка экспортной пошлины планомерно уменьшается, что приводит к соответствующему росту стоимости нефти для белорусских НПЗ. В 2019−2024 годах вывозная пошлина на нефть в РФ, которую не уплачивает Белоруссия при импорте углеводородного сырья, снизится с 30 до 0%.
Прямые потери двух белорусских НПЗ за 2019-2024 год оценочно составят более $6 млрд., потери бюджета РБ – более $3 млрд. Финансовые источники в бюджете Республики Беларусь, которые бы позволили заместить выпадающие доходы либо оказать поддержку НПЗ, отсутствуют.
В связи с долговременным функционированием выстроенной дотационной модели сотрудничества между РБ и РФ в нефтегазовой сфере, а также в связи с отсутствием у РБ явных резервов по повышению эффективности, вопрос компенсации за налоговый маневр приобретает яркий политический контекст и становится ключевой элементом двусторонних переговоров, преобладающим в информационной повестке.
Важность оперативного решения вопроса компенсации для белорусской стороны обусловлена следующими факторами:
- системообразующей ролью двух НПЗ (в большей степени ОАО «Нафтан») в экономике РБ, широкой сетью внутриотраслевых и межотраслевых дотационных схем поставок, от которых зависит производственная загрузка большого количества промышленных предприятий;
- текущим критическим финансовым положением белорусских НПЗ (особенно ОАО «Нафтан»), острым дефицитом оборотных средств;
- невозможностью оперативного реформирования внутриреспубликанской модели субсидирования, в том числе за счет роста цен на внутреннем рынке (инфляция, макроэкономическая стабильность и пр.)
- невозможностью оперативного реформирования сложившейся неэффективной системы экспортных продаж;
- невозможностью дальнейшего увеличения цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке, угрожающее макроэкономической стабильности (текущий диспаритет цен с РФ уже превышает 10%);
- невозможностью, уже в настоящий момент, финансировать окончание инвестиционных программ НПЗ («Строительство комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков» на ОАО «Мозырский НПЗ», «Строительство комплекса замедленного коксования» на ОАО «Нафтан»). Затягивание сроков ввода установок в эксплуатацию (обеспечивающих глубину переработки), в условиях завершения налогового маневра, приведет к критическим последствиям для нефтеперерабатывающего комплекса РБ.
Инвестиционные программы развития предприятий нефтехимического комплекса РБ в 2000–2020 гг. формировались в условиях наличия сырьевых субсидий со стороны РФ и предусматривали, в большинстве своем, не углубление переработки, а наращивание производственных мощностей, что явилось стратегической ошибкой белорусского правительства и в текущих условиях, при реализации налогового маневра, ставит производственную загрузку предприятий и их экономическую эффективность в еще большую зависимость от поставок сырья из РФ.
Таким образом, очевидно, что эффективное функционирование системообразующих предприятий РБ в области нефтепереработки, нефтехимии, нефтепродуктообеспечения, экспортных поставок нефтепродуктов будет невозможно без усиления прямой роли РФ, в рамках интеграционных процессов Союзного государства.
Получение со стороны Российской Федерацией контроля за внутриреспубликанской системой поставки нефтехимического сырья и нефтепродуктообеспечения позволит углубить прямые сырьевые кооперационные связи с большим количеством промышленных предприятий РБ и обеспечить контроль за оптовым и розничным рынком нефтепродуктов.
Получение контроля над экспортными потоками нефтепродуктов белорусских НПЗ позволит:
- Ликвидировать имеющийся дисбаланс по поставке белорусских нефтепродуктов в адрес европейских компаний через порты Балтии и финансовую зависимость системы от европейских трейдеров;
- Обеспечить контроль над поставкой в Украину до 80% импорта бензинов, 50% импорта дизельного топлива, 80% авиационного топлива, 80% импорта битума в рамках согласованной стратегии, выстроить формат по присутствию на рынках нефтепродуктов стран Балтии и Польши;
- Осуществить перенаправление потоков нефтепродуктов в адрес портов Севера-Запада РФ для обеспечения их дополнительной загрузки (около 7,5 млн. тонн темных нефтепродуктов в год) с соответствующим увеличением грузопотока нефтепродуктов через РЖД;
- Обеспечить долгосрочный ресурсный потенциал перспективного проекта ПАО «Транснефть» по строительству нефтепродуктопровода (дизельное топливо) от белорусских НПЗ до Усть-Луги;
- Повысить эффективность продаж нефтепродуктов через торговые компании аффилированные с РФ.
Ранее на сайте ИА REX: Белорусскую нефтепереработку спасают хот-доги и «капучино»
Комментарии читателей (0):