Имндия отказывается от реализации программы создания истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) и официально уведомила об этом своих зарубежных партнёров. Об этом заявила министр обороны страны Нирмала Ситхараман.
«Мы передали России, что Индия больше не является участником этого проекта. В то же время мы сказали русским, что они могут продолжать развивать его самостоятельно, а мы можем вновь присоединиться к ним на более позднем этапе», — цитирует expert.ru заявление главы индийских военных.
Российское издание цитирует индийские СМИ, ссылающиеся на спецдоклад ВВС Индии: «Изучив все аспекты этого проекта, мы пришли к выводу, что он не отвечает нашим требованиям, так как в рамках FGFA не удастся создать самолет, который сможет продемонстрировать характеристики, близкие к американским истребителям F-22 и F-35».
Индия не смогла решить вопрос о стоимости программы и технических решений проекта по созданию FGFA. По оценкам индусов, из гипотетических плюсов ожидавшегося истребителя - высокая маневренность, но в остальном самолет не может сравниться с американскими моделями - например, по скрытности, и двигатели его на стадии проекта не соответствуют стандартам пятого поколения. Сама программа FGFA представляется индийцам «невообразимо дорогой», а потому «ВВС не стремятся ее продолжать» и, в итоге, индийская армия будет полностью зависеть от импорта военной авиатехники.
Российское издание напоминает, что программа FGFA стартовала в 2007 году. Тогда Россия и Индия подписали межправительственное соглашение, которое выводило этот проект за рамки обычных закупочных процедур. Базой для разработки нового самолета был определён российский истребитель пятого поколения Су-57, который сейчас успешно проходит летные испытания. В отличие от этой машины в FGFA предполагалось внедрить целый ряд технических особенностей, однако периодические вводные со стороны индусов затягивали проект по времени и увеличивали его стоимость.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В истребителе для своих ВВС индийские военные пожелали установить два дополнительных радара, чтобы обеспечить ему полный круговой обзор. Сам самолет и большая часть его систем по условиям сделки должны были производиться совместно и в России, и в Индии, что зафиксировано в заключенном в 2010 году контракте на разработку эскизно-технического проекта стоимостью 295 млн долларов. Через три года ОКБ Сухого и Hindustan Aeronautics Limited его выполнили, однако к стадии опытно-конструкторских работ по проектированию истребителя так и не приступили. Для этого необходимо было подписать отдельный контракт, но индийцы под разными предлогами от этого уклонялись.
Программа FGFA ранее оценивалась 13 млрд долларов и должна была финансироваться на паритетных началах. Требуемых 6,5 млрд долларов у ВВС Индии не было. Индия резко сократила планируемый объем закупки новых истребителей – с 250 сначала до 214 в 2012 году, а затем выдвинули неожиданное требование сделать 48 машин в двухместном варианте.
Попытки создать свой современный истребитель Индия предпринимала и ранее. Вопреки мнению конспирологов, тексты древних брахманов в этом оказались бесполезными. По факту Индия не обладает ни знаниями и технологиями, ни финансовыми или иными возможностями для кооперации с западными или российскими партнёрами в создании современного военного самолёта. О самостоятельной реализации подобных проектов индийским учёным и военным приходится только мечтать.
Комментарии читателей (0):