Предпринимателям, особенно начинающим и работающим в сегменте микро- и малого бизнеса, получить финансирование для своих проектов достаточно сложно. По данным РА "Эксперт", в первом полугодии 2016 года в России процент одобрения кредитных заявок для малого и среднего бизнеса составлял 23%. В 2018-м ситуация существенно не изменилась. Две трети микро- и малых предприятий фактически изолированы от доступного инвестиционного и заемного капитала.
Малый бизнес даёт значительную часть – порядка трети от общего объёма – просроченных кредитов. Неспособные к глубокому анализу заёмщика, банки ужесточают системы скоринга, повышают к ним требования и таким образом защищают себя от рисков. Немногим лучше ситуация со средним бизнесом, где компании ведут более тщательную бухгалтерию и выглядят для банков более привлекательными заемщиками. При этом наиболее понятными для банков являются сегодня предприятия торговли, лидирующие в объёме кредитования.
Опираясь на данные рынка кредитования, легко определить объём дефицита доступного финансирования в России – в 2018 году для сегмента микро-, малых и средних предприятий он превышает 21 триллион рублей. Проблема носит системный характер не только в России – вне зависимости от степени развития страны, будь то Великобритания или Нигерия, Китай или Бразилия, высокая степень недоверия между капиталом и бизнесом является существенным тормозом для развития экономик.
Новая эра доверия
Революционером на рынке кредитования станет технология блокчейн, которая уже почти повсеместно внедряется или готовится к внедрению. Миллионы людей по всему миру работают над тем, чтобы суть технологии – распределённая между большим количеством узлов база данных, защищённая от взлома и обеспечивающая прозрачность всех операций и транзакций – стала новым стандартом экономики и производства.
Существующие сегодня рабочие продукты на блокчейне в основном связаны с финансами и торговлей – обменные и расчётные операции, прямое кредитование, организация инвестиционного процесса. Но это только вершина айсберга. Блокчейн и умные контракты (программы с открытым кодом, работающие на данных блокчейна) не первый год успешно тестируются крупнейшими мировыми операторами логистики. Лидеры в глобальной розничной торговле – Alibaba и Amazon – готовятся к переводу учёта всей логистики на блокчейн.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 21.03.18 Ударим российским крипторублём по доллару и евро
- 12.03.18 Российские банки готовятся к отключению от мировой финансовой системы
- 04.03.18 ИТ-шники бегут из Кремниевой долины от диктатуры либералов
- 28.02.18 Иностранцы о программном заявлении Владимира Путина: «русские явно готовятся к технологическому рывку»
Баварский концерн BMW недавно заявил, что перешёл к тестированию технологии блокчейн для контроля пробега арендованных авто. Это позволит компании получить максимально точную информацию об использовании своей техники. Porsche также отчитались об интеграции блокчейна в свои спорткары, и планируют перевести на смарт контракты максимум функций – от доступа к автомобилю, зарядки батарей и оплаты парковки до автопилота.
Система универсальных ценностей
Платформа MUST идёт дальше частных случаев применения блокчейна и призвана в среднесрочной перспективе обеспечить широкое, доверительное взаимодействие бизнеса и капитала.
«Мы предлагаем механизм перехода экономики от спекулятивной модели, основанной на условных «ценностях», к модели ценностной экономики, построенной на токенизированных ценностях реального рынка, таких как час рабочего времени, километр пути, баррель нефти, квадратный метр помещения и так далее», - рассказывает основатель и генеральный директор MUST Foundation Антон Редько.
Основатель Антон Редько – профессионал автомобильного рынка с опытом построения с нуля бизнеса в сегменте автомобильной, грузовой, строительной и специальной техники. С 2008 по 2013 годы он прошёл путь от микропредприятия из 2-х человек до компании с годовым оборотом, превышающим 25 млн евро. Поэтому на начальном этапе система MUST будет развёрнута в сегменте автомобильной, коммерческой и строительной техники. В сентябре 2017 года MUST представил рынку первые ноу-хау – программные решения и сервисы для описания, оценки и оцифровки автомобилей и коммерческой техники, а также собственную методику проверки качества техники с пробегом.
Согласно идее основателей проекта, токенизация конечных продуктов рынка позволит наделить каждую единицу производимых в будущем километров или моточасов уникальным ID. Так каждый километр или моточас преобразуются в уникальную единицу товара, а автомобиль, грузовик, строительная машина или промышленной станок становятся «мини-заводами» по производству конечной продукции, готовой к реализации конечному потребителю. Токенизированный километр или моточас можно будет продавать и покупать в рамках экосистемы MUST, как любой другой товар. Появится возможность совершать сделки относительно токенизированных километров или моточасов, произведенных в прошлом или запланированных к производству в будущем.
В конечном итоге ликвидность рынков с токенизированными конечными продуктами, равно как и эффективность экономических процессов, кратно увеличится. Информация для оценки эффективности экономических агентов будет размещена внутри каждой единицы конечного продукта рынка, в том числе километра, моточаса, барреля нефти, часа рабочего времени и других.
«Если говорить об областях применения, то сегодня это грузоперевозки, такси, автобусные пассажирские перевозки, вся строительная техника, коммунальная и снегоуборочная спецтехника, вся горнодобывающая техника и практически любое стационарное оборудование. Практически, любой вид техники и оборудования, которую можно подключить к интернет с помощью технологии Internet of Things (интернет вещей). Это техника, на которую мы можем поставить программно-аппаратный комплекс, и он позволит нам понимать техническое состояние, анализировать эффективность эксплуатации такого актива.
Что касается любого работающего оборудования, то и на него мы можем поставить такой комплекс. А это станки, производственные линии. Мы оснащаем их датчиками, которые позволяют нам отслеживать эффективность производства. Кроме того, сам наш комплекс позволяет понимать процесс работы этого оборудования, его эффективность, анализировать, и информировать инвестора о ходе процесса, в который он вложил средства», - пояснил Редько в интервью bankir.ru.
Для реализации технической части проекта будут применяться собственные технологические и программные разработки, а также существующие и давно себя зарекомендовавшие технические решения, такие как телематика, GPS, WiFi, системы датчиков IoT (Internet of Things), криптографическое шифрование, технология распределенных реестров, блокчейн и другие. Это позитивно скажется на скорости реализации базовой части функционала экосистемы MUST и позволит существенно сократить расходы на разработку и исследования.
На практике система MUST уже на первом этапе развития позволит предприятию-участнику рассчитаться за арендованную или взятую в лизинг технику токенизированными километрами, которые будут произведены в будущем при помощи этого актива. Предприниматель сможет получить нужный ему актив на выгодных условиях всего за 10 дней. Количество одобренных сделок достигнет 70% от общего числа заявок на финансирование, при этом риск неплатежей и дефолтов будет на порядок ниже чем в существующих решениях.
«Мы будем конкурировать с банками по доступности ресурсов, - уверен Антон Редько. – Налицо проблема доступности финансирования, а не проблема его стоимости. Отклонения от банковских ставок будут составлять 2-3%. По моему опыту, предприниматели готовы брать деньги и под 50% годовых – высокомаржинальный бизнес позволяет многим обслуживать такие займы. В то время как оформление кредита через банк с вероятностью отказа 80% занимает в среднем от 30 до 90 дней. Это неприемлемый путь для микро- и малого бизнеса».
Экосистема MUST будет содержать большое число сервисов, поддерживающих экономику внутри проекта и согласующих все операции с реальной денежной системой – сервис доступного финансирования MUST и инвестиционный аукцион MUST LeasingRenta Auction, биржа MUST Exchange, сервис обмена фиатных и криптовалют на внутренние токены MUST Wallet, и многие другие.
Для оплаты услуг платформы MUST пользователи смогут использовать токены MUST стандарта ERC-20, выпущенные ограниченным количеством в сети Ethereum для обеспечения участия криптоинвесторов в экономике проекта.
В течение этого года компания планирует обеспечить до тысячи предприятий микро-, малого и среднего бизнеса активами на сумму свыше $50 млн долларов.
В случае успеха MUST многие предприятия получат хороший импульс к развитию, а капитал – новые надёжные инструменты роста.
Комментарии читателей (0):