Главный смысл недавних поправок в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» не ускользнул от большинства наблюдателей. «Второе дно» законопроекта не особенно и скрывалось – он не только ограничивает число губернаторских сроков, но и не засчитывает те, которые главы регионов уже отработали до 2012 года. Гораздо интереснее другой вопрос – зачем этот законопроект понадобился в принципе?
Скажем сразу – ограничение пребывания на губернаторском посту по срокам было предусмотрено и в старой редакции упомянутого закона. П.5 ст.18 этого документа гласит: «Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд». Тогда, вроде бы, логичным выглядит предположение, которое уже озвучили многие эксперты – главное в законопроекте не ограничение числа новых губернаторских сроков, а обнуление старых, имевших место до 2012 года. Но это только на первый взгляд.
По версии многих критиков законопроекта, Центр таким образом оказывает услугу действующим главам регионов, после чего даже «старожилы» смогут начать свою губернаторскую биографию с чистого листа. Вопрос в том, насколько в такой услуге нуждались сами губернаторы? Дело в том, что уже существовавшее ограничение по срокам после возвращения губернаторских выборов не помешало Евгению Савченко возглавить Белгородскую область в шестой раз (если считать от первого назначения в 1993 году), Александру Михайлову встать во главе Курской области в четвертый или Олегу Королеву избраться главой Липецкой области в пятый раз.
В той же Липецкой области губернаторские выборы-2014 проходили не без скандалов. Например, было отказано в регистрации даже кандидату от КПРФ Николаю Разворотневу, который пожаловался в областной избирком и прокуратуру на имевшее место, по его оценке, применение административного ресурса в пользу действующего губернатора.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
И все же мы видим, что более-менее серьёзные политические силы данных областей не вспоминали про правило двух сроков и не пытались трактовать его в ущерб действующим губернаторам. Даже те немногие системные оппозиционеры, что могли бы позволить себе вольности в отношениях со своим губернатором, явно не собирались ссориться с Центром, с благословения которого глава региона шел на очередные выборы.
Получается, что «обнуление сроков» не дает действующим губернаторам ничего нового. Зачем же он тогда нужен? Может быть, если системные оппозиционеры спутать планы переизбрания нужных губернаторов не могут, власти опасаются внесистемных или персонажей, на грани этой самой системы находящихся? Однако регионов, где такие политики хотя бы заметны неспециалистам, не так много. Прежде всего, это столицы.
Например, в Москве в 2018 году как раз закончится второй срок Сергея Собянина. Если нынешний мэр пойдет на третий, его кампания так или иначе пересечется с федеральными выборами (даже если он решит снова выйти на выборы досрочно). Споры о законности выдвижения на пост мэра может в таком случае дополнительно дестабилизировать обстановку в столице. А ведь тема противодействия различным «цветным» сценариям в период федеральных выборов за последний месяц поднималась российскими высшими чиновниками неоднократно.
Понятно, что это угрозы чисто гипотетические. Но ведь Кремль не в первый раз выстраивает защиту против не только существующих, но даже потенциальных политических проблем. Это вполне логично. Из недавних решений - отметим хотя бы отмену прямых выборов в важных нефтегазовых регионах (Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком кругах).
Комментарии читателей (0):