Турция проходит один из сложнейших этапов в своей новейшей истории.
Именно на моменте ее бурного развития, становления и формирования современной экономики, она оказывается вовлеченной в проекты, которые упакованы в модернизационную оболочку. Что может быть в итоге?
Первый раз по этому пути пошел Мустафа Кемаль, когда взял курс на вестернизацию, который определял цивилизационный вектор развития страны. Он отделил ислам от государства, провел в европейском духе культурную революцию, создал новую законодательную базу на европейских законов и норм. Понимая, что турецкое общество является многоэтничным, Ататюрк законодательно отождествил гражданство с этничностью: все граждане считались турками, что обеспечивало - что бы сейчас ни писали по этому поводу - турецкое национальное единство и территориальную целостность страны. Лозунг «Ne mutlu Türküm diyene!» ( «Как счастлив говорящий: Я турок!») был до недавнего времени символом самоидентификации нации.
Второй эксперимент по вестернизации страны связан с приходом к власти в 2002 году партии Справедливости и развития во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом. Он также стал проводить демократические реформы европейского типа, что быстро привело, прежде всего, к экономическому росту. Но при этом он пытается создать некий синтез принципов европейской демократии с так называемым «мягким исламом». В то время как проводить реформы либерального типа, разрушать структуры госкапитализма, можно было бы и без отказа от некоторых основ идейного наследия кемализма, особенно в части межэтнической политики. В таком виде ЕС мог бы воспринять Турцию - во всяком случае, на первом этапе - в качестве партнера, и противоречия Брюсселя с Анкарой носили бы стилистический характер, без угрозы утери турками хотя бы европейской идентичности. Но реформы во внутренней политике, осуществляемые по европейским лекалам, но с исламистской прививкой, придали только импульс для роста в стране локального этнического самосознания, привели к разбалансированию в отношениях между центром и вилайетами, где проживают этнические меньшинства, в особенности - курды.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Ситуация еще более усугубилась тогда, когда стало очевидно, что неоосманские идеи во внешней политике привели не только к кризису тюркизма, но и стимулировали курдов к достижению своей цели - созданию автономии, а в перспективе и, возможно, государства с включением территорий части соседних стран. В итоге, как отмечалось в подготовленном в конце прошлого года сотрудниками разведывательных органов США докладе «Джин выйдет из бутылки», «в ближайшие годы территориальной целостности Турции будет грозить серьезная опасность».
В таких условиях Анкара должна была много раз подумать, прежде чем принимать участие в феномене так называемой «арабской весны». Если в отношении стран Северной Африки и Египта Анкара удержалась от активного вмешательства в ход событий, то к событиям в Сирии она имеет уже самое прямое отношение. Теперь, как констатирует газета Zaman, при любом варианте исхода сирийского кризиса – с президентом Асадом или без него - «Ближний Восток стоит на пороге масштабного пересмотра существующих границ, и чем больше Анкара анализирует свои и возможности ресурсы для того, чтобы этот процесс происходил в соответствии с удовлетворяющим её сценарием, тем больше впадает в разочарование». Эта газета также предсказывает вероятность создания единого образования между региональным правительством Курдистана на севере Ирака и регионами компактного проживания курдского населения на севере Сирии. На следующем этапе к этому процессу могут присоединиться и турецкие курды.
Кроме того, в Турции стал актуализироваться и алавитский вопрос. Когда Эрдоган заявил о намерении осуществить проект строительства третьего моста в Стамбуле, назвав его именем «Явуз Султан Селим», против выступили алавиты, которые при этом султане подвергались гонениям. К тому же впервые за долгие годы молчания в издающихся в Турции армянских газетах уже открыто пишут о том что в стране поживает около 500 тысяч крипто-армян. Так что перед Турцией возникли альтернативы: либо искать возможности для сохранения унитарной и национально-государственной структуры, либо идти на фрагментацию - создание федеративного или конфедеративного государства.
Пока побеждает первая тенденция. Как сообщает TUIC Akademi, «в Турции идет чистка институтов, настаивающих на сохранении структуры государства-нации, таких как, например, Вооруженные силы Турции, формирование оппозиции. Перенос премьер-министром Эрдоганом сирийского и палестинского вопросов во внутреннюю повестку дня Турции, заявление министра Давутоглу о том, что пришло время свести счеты с национализмом, возникновение идеи, согласно которой национализм якобы стал причиной всех проблем в Турции, свидетельствуют о начале отхода Турции от структуры государства-нации».
Что дальше? Недавно известный турецкий журналист Дженгиз Чандар в газете Radikal сообщил о том, что в мае нынешнего года на конференции в итальянском Институте международных отношении бывший посол Италии в Багдаде уже ставил вопрос о решении национального вопроса в Турции по австро-венгерском образцу XIX века. А в турецких СМИ обсуждается проблема возможности формирования к 2023 году - столетию со дня образования Турецкой республики - «Соединенных Штатов Анатолии»- с многонациональной и федеративной структурой и, возможно, отделившимся Курдистаном.
И еще. Согласно исследованию, проведенному в феврале нынешнего года университетом Kadir Has среди 1000 человек из 26 городов Турции, в стране наблюдается уменьшение числа людей, которые могут указать собственную этническую идентичность. Только 54,8 % опрошенных идентифицировали себя как «турок», 6,3 % − как «курдов», а оставшиеся 30 с лишним процентов не причислили себя ни к одной национальности. При этом большинство респондентов главной угрозой для Турции назвали ее территориальный распад или раздел территории. Такую угрозу для страны видят в основном те, кто относит себя к группе «турки».
Комментарии читателей (4):
Первая мировая война привела к распаду несколько империй на множество государств.
На месте Российской империи образовались Финляндия и Польшa. Пятнадцать дрyгих составных частей Российской империи объеденились в Союз, с прaвом на выход из Союза.
На месте Австро-Венгерской империи образовались Чехословакия, Государство Словенцев, Хорватов и Сербов, Западно-Украинская народная республика, Польшa, Словацкая Советская Республика, Венгерская Советская Республика.
Севрский мирный договор ознаменовал завершение Первой мировой войны. Oн оформлял раздел арабских и европейских владений владений Османской империи между европейскими державами, а также расчленение собственно Турции. Армения образовалoсь как независимoе госдарство под протекторатом США ("Вильсоновская Армения "), c територией в 10 раз больше современой територии. Однако Мустафa Кемал начал войну завoевав часть Армении при помощи Большевиков.
Население Армян и Греков состaвляло 2/3 Турции.
Сейчас Турция расспадается по стaрому образцу. Но толчком послужит Война, как история нас учит.
Армяне, в силу своей ментальности будyт согласна потерять большую часть населения Армении, но вoстановить "Вильсоновскoю Армению ". За последние 20 лет Армяне потеряли половину населения Армении, но упорно стоят на своёm.
Армяне, в силу своей ментальности (oсновной концепт Хрестианства --- самопожертвование) будyт согласны потерять большую часть населения современой Армении (в войне), но вoстановить "Вильсоновскoю Армению ". За последние 20 лет Армяне уже потеряли половину населения Армении (через иммиграцию), но упорно стоят на своём.