Названы причины крушения самолёта Пограничной службы Казахстана

Катастрофа казахстанского АН-72 напомнила о другом громком авиапроисшествии: крушении польского «борта №1» под Смоленском, в котором погиб президент Польши Лех Качиньский
22 января 2013  16:34 Отправить по email
Печать

Причинами крушения самолета АН-72 под Чимкентом 25 декабря 2012 года названы ошибка экипажа, сложные метеоусловия и неполадки в работе бортового оборудования. Об этом 22 января заявил официальный представитель Генеральной прокуратуры Казахстана Нурдаулет Суиндиков, сообщают местные СМИ.

По словам Суиндикова, самолет вылетел из аэропорта Астаны в Чимкент 25 декабря 2012 года в 16 часов 52 минуты. Перед полётом проводился регулярный медосмотр экипажа, все его члены получили допуск к выполнению полётного задания. Взлёт прошёл штатно, сообщений об отказе оборудования от экипажа не поступало.

Однако вскоре после старта вышел из строя автопилот. Это стало известно из расшифровки голосового самописца. Командир продолжил пилотирование в ручном режиме, что не противоречит руководству лётной эксплуатации самолетов АН-72.

«Через 2 минуты и 29 секунд командир корабля передал управление самолётом своему помощнику (второй пилот), что запрещено при перевозке пассажиров», — сообщил Суиндиков. Кроме того, через 2 минуты 40 секунд после взлёта произошел сбой и отказ радиовысотомера, при том, что не была включена система раннего предупреждения приближения земли.

Полёт был продолжен с использованием показаний барометрических приборов измерения высоты. Согласно данным предварительного расследования, в ходе полёта наблюдались сбои и в работе барометрического высотомера. Также из разговоров пилотов следовало, что в ходе полета имело место и обледенение самолета. Это подтверждается и результатами осмотра места происшествия: на фрагментах крыльев самолёта было зафиксировано наличие «бархатного» льда, который образуется на высоте и на большой скорости.

В 18 часов 31 минуту самолет пошел на посадку.

«Содержание разговоров экипажа, данные метеослужб и свидетельские показания указывают на то, что АН-72 шёл на посадку в сложных погодных условиях, при ограниченной видимости», отметил Суиндиков. Следствием установлено, что при осуществлении посадки командиром не выполнены указания диспетчера об установлении на барометрическом высотомере давления аэропорта Чимкента. В результате чего при снижении показатели высотомера могли иметь искажение до 385 метров.

В 18 часов 54 минуты 25 декабря 2012 года на удалении 21 км от контрольной точки аэропорта Чимкента самолёт столкнулся со склоном оврага и потерпел крушение. Двигатели АН-72 работали до соприкосновения с землей, шасси находились в выпущенном состоянии. Анализ содержания разговоров пилотов показал, что посадка самолета осуществлялась в штатном режиме, без паники и каких-либо беспокойств, возникновение в последние секунды полёта препятствия в виде склона оврага явилось для них неожиданностью.

Проведена судебная физико-химическая экспертиза жидкости, добавляемой в авиатопливо в зимнее время, которая признана экспертами пригодной и не имеющей примесей иных жидкостей.

Официальный представитель Генеральной прокуратуры Казахстана огласил выводы межведомственной комиссии:

«Собранные следствием материалы позволяют сделать вывод о том, что причинами крушения самолета АН-72 Пограничной службы явилась совокупность следующих основных обстоятельств происшествия:

1) неполадки в бортовом оборудовании самолёта (выход из строя автопилота и радиовысотомера; сбои в работе барометрических приборов измерения высоты);

2) ошибки командира экипажа при пилотировании самолёта (невключение системы раннего предупреждения приближения земли; неправомерная передача управления самолётом помощнику командира корабля; неустановление на барометрическом высотомере давления аэропорта Чимкента);

3) сложные метеорологические условия (снег с дождем; переохлажденный туман; ограниченная видимость; сильное обледенение)».

Расследование проводилось межведомственной следственно-оперативной группой под руководством спецпредставителя главной военной прокуратуры. Нурдаулет Суиндиекив отметил, что следствие продолжается. Специалистам ещё предстоит дать правовую оценку действиям наземных служб и командования воинской части, к которой был приписан самолёт в части соблюдения ими правил подготовки полётов.

Напомним, 25 декабря 2012 при подлете к аэропорту г. Чимкент потерпел крушение самолёт АН-72 Пограничной службы Комитета национальной безопасности Казахстана. На борту находились 27 человек, в том числе директор Погранслужбы полковник Турганбек Стамбеков и его супруга. Офицеры направлялись в Чимкент для проведения военного совета в региональном управлении «Оңтүстік» по подведению итогов прошедшего года. Все пассажиры и члены экипажа погибли.

Катастрофа казахстанского АН-72 напомнила о другом громком авиапроисшествии: крушении польского «борта № 1» под Смоленском 10 апреля 2010 года, в котором погибли 96 человек, в том числе президент Польши Лех Качиньский. Как установили эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК), причиной трагедии также стали сложные метеоусловия и ошибка экипажа: в район аэродрома «Северный» вопреки прогнозам опустился густой туман, польские пилоты неверно выставили давление аэропорта назначения. Погрешность в определении высоты составила 60 метров. Критическим моментом полёта стало столкновение ТУ-154М с березой, высота которой составляла около 15 метров. Если бы пилоты правильно установили давление, то запас в 60 м позволил бы избежать катастрофы: позже эксперименты показали, что самолёт без особых усилий уходил на второй круг даже с 40 метров.

Любители мистики и в том, и в другом случае говорят о руке судьбы: Лех Качиньский был готов скорее умереть, чем сесть на запасном аэродроме в ненавистной Москве или презренном Минске. Руководство пограничной службы Казахстана, считают некоторые местные блогеры, могло пасть жертвой проклятия матери Владислава Челаха, солдата-срочника, осуждённого на пожизненный срок за жестокое убийство 15 человек на погранзаставе «Арканкерген» в мае 2012 года. По их мнению, следствие велось спешно и неряшливо, вина подозреваемого не была доказана, а руководство погранслужбы решило свалить на солдата недостатки в своей работе.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
В настоящее время вакцинация от COVID-19 в России добровольна. Вы привились?
60.4% Нет
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) для России?
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть