Победа над цензурой - дело самих журналистов: мнение

19 ноября 2011  10:58 Отправить по email
Печать

Журналисты, работающие в государственных СМИ, должны считаться с официальной позицией, выдвигаемой руководством. Об этом заявил старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Пётр Искендеров корреспонденту ИА REX, комментируя увольнение ведущего радио «Голос России» Максима Шалыгина.

«На мой взгляд, проблема имеет два измерения. Во-первых, когда речь идёт о государственных средствах массовой информации, то, естественно, присутствует определённый контроль со стороны органов власти. Этот контроль был, есть и будет, что, собственно говоря, происходит и имеет место быть и за рубежом: известно, что и CNN, и BBC, и другие крупные западные медиахолдинги, компании и агентства в значительной мере финансируются властями, и их деятельность в значительной мере подконтрольна властям. Есть также и следующий момент: какой профиль имеет та или иная компания. Если речь идёт об иновещании, как в данном случае, то, безусловно, здесь контроль осуществляется, в том числе и по линии внешнеполитических ведомств. Так что я не стал бы драматизировать эту ситуацию. Речь идёт о том, что, безусловно, все те журналисты, которые работают в подобных СМИ, должны размерять свою деятельность и свои шаги с теми установками, которое занимает государство, и, в частности, Министерство иностранных дел», — сказал Искендеров.

«Что же касается возможности победить цензуру, то это, в значительной степени, дело ещё и самих журналистов, самих экспертов, поскольку, во-первых, у нас в стране существует большое количество интернет-ресурсов, у которых эта цензура присутствует значительно меньше, либо вообще отсутствует. Во-вторых, это внутреннее дело журналистов, поскольку сейчас, если судить по различным информагентствам, существует не такое уж и широкое поле, где подобный контроль может осуществляться. Здесь можно говорить не столько о какой-то государственной цензуре, а, в значительной степени, самоцензуре. Если бы журналисты более открыто и аргументированно высказывали свои точки зрения, то, естественно, общая тональность, в которой действует журналистское сообщество, поменялась. Даже если взять те скандалы, которые время от времени появляются в связи с закрытием или снятием с эфира той или иной передачи, того или иного материала, то это также связано с ситуацией на Кавказе, поскольку многие передачи так или иначе касаются происходящего в этом регионе, и факт того, что такие события приобретают масштабное значение, свидетельствует о том, что многие другие каналы и СМИ эти проблемы замалчивают, поэтому на достаточно однообразном фоне и возникают подобные инциденты, которые носят скандальный характер. Если бы журналисты более активно высказывали свою позицию через независимые СМИ, то общий фон был бы иным, и попросту не было бы смысла увольнять того или иного журналиста, и запрещать или снимать с эфира его передачи, поскольку эти же проблемы ставили бы десятки и сотни его коллег», — уверен специалист.

Искендеров также заметил, что интересы журналиста не должны идти вразрез с официальной политикой его работодателей: «В конкретном случае я бы не стал драматизировать ситуацию и сказал бы, что речь идёт не столько о цензуре, сколько об определённых государственных интересах, которые действительно надо понимать как поддержку какой-то конкретной фигуры — скажем, Эдуарда Кокойты, либо какого-то другого руководителя в кавказском регионе. Интересы просто носят более разноплановый характер: журналист работает в государственной компании, в государственном СМИ, и он должен либо учитывать эти правила, либо работать в других СМИ, на которые подобные ограничения не налагаются».

Максима Шалыгина уведомили о расторжении контракта без объяснения внятных причин увольнения 14 ноября за 10 минут до начала эфира программы. Как полагает сам журналист, это вполне может быть связано с его обращением 11 ноября в выпуске программы к президенту Южной Осетии Эдуарду Кокойты и ряду должностных лиц республики накануне президентских выборов. Руководитель радио «Голос России» Андрей Быстрицкий эти предположения опроверг. Более того, он подчеркнул, что Шалыгина вообще никто не увольнял, поскольку он не работал в штате компании.

Как сообщало ранее ИА REX, секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин, комментируя увольнение ведущего радио «голос России» Максима Шалыгина, заявил о том, что в России имеется «достаточно жёсткий контроль» над информацией. «В любой редакции есть конфликты — не бывает никогда, чтобы не было конфликтов у редакторов с журналистами, потому что у редакторов одни функции, у журналистов другие, как и у власти в том числе. Осетия — это большая политика, и всё, что там происходит, привлекает больше внимания, чем в регионах России, в том числе проблемных. Это не внутриполитическая проблема, а проблема международного характера, у которой масса составляющих», — отметил Владимир Касютин.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

Алекс
Карма: 123
20.11.2011 22:44, #1662
Браво, Пётр Искендеров! Вы прошли хорошую школу приспособленца. Но свобода слова, если мы говорим о таковой, не нуждается в подстраивании под кого-то. Ваша мысль однозначно понятна: журналист должен уметь врать и лицемерить.
Владимир
Карма: 15
21.11.2011 03:12, #1670
Напрасно, Алекс.
Думаю Вы погорячились - формально этот Искендеров прав, - "кто платит, тот и заказывает музыку". Рынок! Вот такой "заказ" в "Голосе России".
Наверно, претензии нужно предъявлять прокуратуре (где надзор за законностью?), к администрации "Голоса России" (где гражданская позиция?), к другим журналистам (почему молчите?).
А Искендеров, просто, комментирует факт.
Кстати, логично комментирует. Может и он в чем-то прав.
Хотя, если то, что цитировалось здесь из Шалыгина, - правда, - дальше ехать просто некуда...
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть