1 сентября 2011 года в России вступили в силу отдельные положения «Закона о такси», который должен привести в порядок таксомоторный рынок страны и избавить крупные города от «бомбил», особенно в части оккупации «нелегальными» извозчиками крупных транспортных узлов города. Тем не менее, последние не просто не исчезают, а успешно «легализуются», быстро приспосабливая старые методы к новым условиям, передаёт корреспондент ИА REX.
Вкратце новые правила позволяют осуществлять таксомоторные услуги только официально зарегистрированным перевозчикам — компаниям или индивидуальным предпринимателям. Машины такси должны быть оснащены соответствующими фонарями, счётчиками, кассовыми аппаратами, навигаторами и табличками, сообщающими пассажирам основные сведения о перевозчике. Частным лицам заниматься извозом запрещено.
Накануне вступления в силу новых правил чиновники и эксперты заявляли, что, вопреки опасениям большинства москвичей, закон вряд ли повлечёт за собой увеличение цен на таксомоторные услуги в столице. И, наоборот, после стабилизации рынка, стоимость услуг даже может снизиться за счёт уменьшения «холостого пробега». Правда, речь шла о стабилизации и снижении тарифов легальных перевозчиков, без сравнений с более дешёвыми услугами «бомбил». «Главное „неудобство“ нелегалов в том, что сегодня их соотношение с легальными перевозками примерно один к четырём, то есть у нас примерно 9-10 тыс. легальных машин на 40 тыс. нелегальных. Это серьёзный демпинговый пресс. Те, кто работает нелегально, не занимаются нормальным обслуживанием своих автомобилей, я не говорю о каких-то других сопутствующих услугах. Поэтому всю сумму недовыполненных работ они на этом рынке демпингуют. Говорят: „Уйдут нелегалы, не будет конкуренции“. Но то, что сегодня происходит, — недобросовестная конкуренция. Конкуренция должна быть добросовестная, между легальными компаниями, которые работают в одинаковых экономических условиях и в одинаковых законодательных условиях», — отмечал исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Цены действительно не «взлетели» — средняя стоимость услуг при заказе такси у крупного перевозчика осталось прежней: минимальный заказ составляет 280-300 рублей (за первые 20 минут поездки), после чего пассажир оплачивает услуги из расчёта 10 рублей/минута. Либо предлагается оплата проезда без изначальной фиксированной стоимости, но по тарифу 20-25 рублей/минута. На выходе стоимость поездки по определённому маршруту практически равна.
Также последние несколько недель в интернете можно встретить ряд предложений от недавно зарегистрированных легальных перевозчиков, с формально меньшей стоимостью перевозки, но оплатой «дополнительных услуг». Например, стоимость проезда при установки детского кресла в салоне возрастает на 100-150 рублей.
Однако отдельной статьёй идут «вокзальные» перевозки. Одним из главных факторов появления «Закона о такси», помимо получения налогов от перевозок, было желание правительства изгнать «бомбил», оккупировавших все транспортные узлы столицы и вытеснивших легальных представителей. Все, кто когда-либо пытался «поймать» машину около, например, Рижского или Казанского вокзалов знают, что цены на услуги местных «нелегальных» перевозчиков не отличались «демпингом» циркулирующих по городу коллег. И если пассажир не обладал точными знаниями о расстоянии до необходимого места, то цена за перевозку могла составить практически любую сумму, пришедшую на ум водителю.
После вступления в силу «Закона о такси», кажется, что формально вокзалы практически отвоёваны у нелегалов: около многих транспортных узлов появились специализированные стоянки и автомобили «с шашечками» и логотипами компаний-перевозчиков, а старые «москвичи» и потрёпанные жигули исчезли. Однако сами услуги остались прежними. Хрестоматийным является пример «легального такси» возле Киевского вокзала. Так, около ТЦ «Европейский» расположены «легальные» такси 2 компаний-перевозчиков. При заказе поездки до гостиницы «Украина» (порядка 1,5 км пути) таксист первой компании предложил оплатить сумму в 1 тыс. рублей. Но, заметив удивление, сразу «сделал скидку» до 500. «Слушай, какой счётчик, у нас 500 рублей — фиксированная цена, приказ начальства. Тебе же недалеко», — заявил водитель. Через дорогу от торгового центра расположилась стоянка второго перевозчика. «Меньше, чем за 500 не поедем», — ответили таксисты, занявшие лавку у «легальной» стоянки. О счётчиках также никто не вспомнил. Аналогичная ситуация повторилась при попытке доехать от Казанского вокзала до Спартаковской площади. Сначала "легальный" таксист предложил заплатить 600 рублей, затем «скинул» до 300. «Какой счётчик, я и так скидку сделал, другие вообще не согласятся», — заявил водитель машины с «шашечками».
Формально, за исключением игнорирования просьбы включить счётчик, все аспекты закона соблюдены. Цена за перевозку может быть любой — регулированием тарифов государство заниматься не будет, это рынок. Контролю подлежит лишь соблюдение таксомоторными компаниями антимонопольного законодательства на предмет ценового сговора перевозчиков. С другой стороны, чтобы соблюсти закон и довезти покупки от крупного магазина до расположенного неподалёку дома или добраться с чемоданом от вокзала до близлежащей гостиницы, пассажиру придётся «раскошелиться» — цена проезда у расположенных неподалёку «легальных» таксистов ощутимо выше, чем при заказе машины по телефону. А насколько представленные машины «легальны» можно проверить лишь через несколько месяцев — основные рейды по выявлению незаконных таксистов стартуют после 1 января 2012 года, когда вступят в силу соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях.
Комментарии читателей (0):