Круговое депо, построенное по проекту архитектора Константина Тона (автор Кремлёвского дворца и Храма Христа Спасителя), в ближайшее время может исчезнуть с территории Ленинградского вокзала, передаёт корреспондент ИА REX. Согласно официальному ответу ОАО «РЖД», железнодорожники планируют снос уникального здания, заявил на пресс-конференции 17 августа координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин.
Круговое депо построено в 1849 году и является выявленным объектом культурного наследия, как первое строение подобного рода на территории столицы. Когда-то оно являлось частью комплекса строений Николаевской железной дороги, соединяющей Москву и Санкт-Петербург, однако в данный момент оказалось зажатым между рельсами и «мешает» проложить дополнительные пути.
В своих планах уничтожить здание в РЖД ссылаются на положительное заключение Главгосэкспертизы, которое подвергают сомнению защитники культурного наследия. «В правительственном положении о Главгосэкспертизе говорится, что её предметом является оценка соответствия проектной документации требованиям, и в том числе государственной охраны, к объектам культурного наследия. Таким образом, положительное заключение Главгосэкспертизы на проект, предполагающий снос памятника архитектуры, является незаконным, незаконным является само согласование таких работ. Мы запросили в Главгосэкспертизе, знали ли они о статусе памятника, когда принимали решение. Ответа мы пока не получили», — сообщил Рахматуллин.
Споры о судьбе памятника ведутся не первый год. Так в 2009 году состоялось заседание президиума экспертного совета Москомнаследия, где специалисты, в присутствии представителей РЖД, заявили о необходимости сохранить здание и высказались за поддержание статуса выявленного объекта культурного наследия, отметил соучредитель Историко-культурного экспертного совета, доктор искусствоведения Андрей Баталов. «Сейчас депо оказалось связанным с железнодорожными путями — оно посередине. Это и служит главной опасностью для его существованию. Поскольку РЖД руководствуется, как у нас всегда происходит, только целесообразностью. Сооружение, которое уже утратило свою функцию, воспринимается ими как помеха. Но если мы отрешимся от целесообразности и планов развития ветки на этом участке, то мы должны задуматься о том, что перед нами уникальный единый архитектурный и инженерный комплекс, который сложился в середине19 века», — подчеркнул он.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Несмотря на то, что столичные архитекторы предлагают ряд вариантов решения проблемы без сноса строения, в РЖД их пока не рассматривали. Кроме того, здание до сих пор не имеет охранного статуса (объект охраны регионального или федерального значения) и свыше 10 лет остаётся лишь выявленным памятником архитектуры. Несмотря на то, что в Департаменте культурного наследия столицы обещают решить вопрос о статусе в течение года и руководство РЖД обещает его дождаться, защитники полагают, что в указанный промежуток времени депо быстро снесут.
Также, весьма «туманным» является вопрос о юридическом статусе строения. По словам координатора общественного движения «Архнадзор» Юрия Егорова, депо пока не является собственностью РЖД, однако в ближайшее время его могут выставить на продажу, и самым логичным покупателем представляется железнодорожное ведомство. «В 1991 году его продали владельцам завода „Макет“, где производились наглядные пособия для железнодорожников, и в начале 90-х завод акционировался. По запросу в едином государственном реестре прав на собственность (по состоянию на июнь 2011 года), депо принадлежит частному лицу — главе завода Алексею Алякину. По нему имеется „обременение“ — депо предоставлено в качестве залога по кредиту, взятому собственником в небольшом московском банке. Причём, в числе основных акционеров банка тоже Алякин. То есть вот такой интересный юридический момент — собственник депо взял кредит в собственном банке, заложив собственное здание. Срок по кредиту истёк 15 августа. Если предположить, что владелец депо каким-то образом не расплачивается по кредитам, депо переходит в собственность банка, банку депо не нужно, его выставляет на продажу и логичнее всего предложить его РЖД», — отметил Егоров. «Они (РЖД) экстерриториальны по отношению к любому населённому пункту, включая Москву. Такое ощущение, что они находятся на неких особых федеральных землях, на которых не действуют иные законы. На наш взгляд, РЖД не может действовать в обход правительства Москвы, в обход административных органов тех городов, на которых находится их инфраструктура, но донести это пока не удаётся», — резюмировал Рахматуллин.
Комментарии читателей (0):