Решение российской стороны о понижающем коэффициенте цены на газ для Белоруссии облегчит ведение переговоров по продаже 50% «Белтрансгаза» «Газпрому» и ряд других подобных проектов. Это косвенно подтвердил и российский премьер Владимир Путин на пресс-конференции.
По мнению белорусского политолога, директора Центра проблем европейской интеграции Юрия Шевцова, решение о понижающем коэффициенте поспособствует улучшению экономической ситуации в Белоруссии. Но не менее важна не сама скидка, а связанные с нею косвенные последствия по иным проектам и направлениям сотрудничества и торговли. Об этом он сказал Центру энергетической экспертизы, передаёт корреспондент ИА REX.
«Как сказал Путин, „исходим из того, что в рамках интеграционных объединений мы должны выйти на условия равной конкуренции“. Таким образом, российский премьер принял белорусское требование перейти к равнодоходным ценам с российскими субъектами хозяйствования как часть экономической интеграции двух стран. И согласился с увязыванием этого с ценой пакета „Белтрансгаза“. Для Белоруссии — это успех. И сам по себе успех, и в общем контексте всего происходящего. Фактически Путин признал скорое распространение на Белоруссию внутренних цен РФ на газ», — отметил эксперт.
По его словам, если сообщения правильны, — значит: Медведев и Путин согласились на постепенный переход Беларуси к равновеликим ценам на газ, т.е. к тем ценам, к которым через повышение внутренних цен идут российские субъекты хозяйствования и к которым за счет понижения цен, получается, придут белорусские в рамках создания ЕЭП. Они также приняли старое белорусское условие увязать продажу второй половины Белтрансгаза с переходом к равновеликим ценам или к близким к равновеликим.
«Таким образом, если это действительно состоится, то: 1. Газовой войны в конце года, когда заканчивается нынешний пятилетний контракт, не будет. 2. Цены на газ для Белоруссии заметно упадут уже в следующем году и будут снижаться далее. 3. Конкурентоспособность белорусской промышленной продукции вырастет. 4. Белоруссия получит около Нового года за вторую половину Белтрансгаза заметную сумму. Обычно с белорусской стороны эта вторая половина оценивалась в 2,5 млрд долларов. Если не запамятовал, то во столько обошлась России первая половина. 5. 2 млрд долларов кредита от ГерманииРоссии, о которых недавно как бы объявлено. И 2 млрд за Белтрансгаз — это и есть примерно та недостающая сумма, которую обычно называют необходимой для стабилизации валютного рынка в Беларуси. 6. Помимо этого, предполагается создать несколько своего рода белорусско-российских ТНК, корпораций на базе крупных заводов и нарастить за счет них объем белорусского экспорта в РФ еще примерно на 3 млрд долларов, чтобы убрать ныне имеющийся торговый дефицит в торговле Белоруссии и России. Что является более важной задачей, чем просто падение цены на газ и продажа Белтрансгаза. Эти российско-белорусские корпорации будут создавать по принципу совместного наращивания производства и технологического обновления.
И за всё это — передача Газпрому половины трубы, в которую далее ему теперь логично начать вкладывать средства, как и в Ямальский газопровод, повышая транзитное значение территории РБ. Впрочем, это сейчас абсолютно не принципиально», — считает Юрий Шевцов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
По его мнению такая ситуация слишком хороша для Белоруссии, чтобы быть правдой.
«В общем, сбылась „вековая мечта“, так сказать, белорусского народа, если оно так и будет на деле: рывок в переработке за счёт кооперации с российскими партнёрами; расширение рынка за счёт РФ; снижение цен на сырье, вливания финансов из РФ что есть, по сути, перекачка средств из сырьевого сектора в переработку, приобретение устойчивых партнёров и союзников среди российских переработчиков, выход из состояния торгового дефицита с РФ и торгового дефицита вообще — и всё это под зонтиком „сильного государства“. Странновато, конечно, если оно всё так и есть. Не очень верится, во всяком случае, сходу, что это жизнеспособно. Слишком контрастирует с предыдущей „кредитной историей“ взаимоотношений. И вообще, вполне неожиданно после недавних информационных и прочих „войн“... Примерно это, кстати, предлагалось с белорусской стороны еще в 2003 году под принятие Конституционного акта...», — сообщил Юрий Шевцов.
Комментарии читателей (0):