Закон «Об электронной подписи» - не волшебная пилюля: мнение

15 апреля 2011  16:18 Отправить по email
Печать

Вступил в силу федеральный закон «Об электронной подписи». С 8 апреля она перестала быть электронно-цифровой, а осталась лишь электронной. Электронная подпись (ЭП) является ничем иным, как зашифрованной информацией в виде файла, который, не зная ключ нельзя изменить. Закон регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий.

В Минкомсвязи корреспонденту ИА REX сообщили, что электронная подпись, как новая государственная услуга будет внедряться постепенно. В Москве, в рамках госуслуг она начнет действовать с мая 2011 года, а еще в 80 регионах — с июля.

Новый закон пришел на смену старому, принятому еще десять лет назад. Впрочем, прежний закон не предусматривал создание электронной подписи юридических лиц. Прежняя электронно-цифровая подпись использовалась в системе клиент-банк, в общении с федеральными налоговой и таможенной службами и с достаточно узким кругом других государственных ведомств. Новая электронная подпись может быть получена каждым участником правовых отношений, будь то физическое или юридическое лицо и должна упростить интернет-общение граждан с министерствами, ведомствами и муниципалитетами. Определенным образом это еще один шаг к формированию так называемого электронного правительства.

В зависимости от степени важности подписанного документа законодатель определил три разных способа его подписания, оставив конкретный выбор за теми, кто будет пользоваться электронной подписью. Чем выше важность подписываемых документов, тем более высокие требования предъявляются к гарантиям надежности всех участников взаимодействия.

Комментируя новый закон генеральный директор группы компаний «Информзащита» Владимир Гайкович, заявил корреспонденту ИА REX: «Принятый закон — не есть волшебная пилюля для беспроблемного обмена электронными документами. Этот закон — всего лишь часть новой инфраструктуры для работы с электронными документами. Для унифицированного использования электронной подписи нужно чтобы все разработчики программного обеспечения для разных секторов экономики использовали одинаковые программы работы с электронной подписью. В этом случае пользователям не придется переучиваться. Переход гражданина из одного учреждения в другой будет беспроблемным только в том случае, если эти системы будут принимать сертификаты, выпущенные различными удостоверяющими центрами».

Владимир Гайкович подчеркнул, что сама электронная подпись не может быть гарантом того, что документ подписал именно тот самый человек. ЭП гарантирует то, что документ не был изменен при передаче, был подписан с использованием ЭП человеком, у которого был доступ к ключу подписи ЭП. ЭП сама по себе не подтверждает личность, как бы этого не хотелось. То есть может вполне произойти, что человек умер (в местах заключения, уехал на ПМЖ), а его подпись активна и работает. Проблему Гайкович видит в том, что в нашей стране придумали решить сразу две проблемы — обеспечить ЭП граждан и вместе с этим удостоверить их личность. На его взгляд — это две разные задачи и решать их надо по-разному, хотя и с применением похожих механизмов. Иначе мы рискуем получить ситуацию, когда личность и ЭП этой личности живут отдельной и независимой жизнью друг от друга, что с физической подписью не бывает по определению.

В пресс-службе Федеральной нотариальной палате корреспонденту ИА REX рассказали, что здесь уже создан удостоверяющий центр. Планируется, что через него, до конца года электронные ключи получат практически все нотариусы. На деле это означает, что со следующего года нотариус, не выходя из кабинета, сможет запрашивать, подтверждать и удостоверять любой из документов свой компетенции. При окончательном формировании так называемого пространства электронного доверия нотариата с государственными структурами, нотариальные действия, будь то оформление квартиры или регистрация предприятия, будет проходить в режиме он-лайн.

Добавим, что в новом законе предусмотрено три вида подписи: простая, усиленная неквалифицированная и наиболее защищённая усиленная квалифицированная электронная подпись. Сейчас желающим получить электронную подпись необходимо иметь до 10 тыс. рублей. В перспективе придётся платить только за носитель усиленной ЭП. По некоторым оценкам он обойдётся от 100 до 600 рублей.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть