Новоизбранный президент США Дональд Трамп во время пресс-конференции в своём поместье Мар-а-Лаго во Флориде в очередной раз выразил своё отношение к президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану. Первый раз он это сделал в середине декабря прошлого года следующими словами: «Но никто не знает, кто стоит за другой стороной [новой властью в Сирии], а я знаю. Это Турция. Хорошо? Турция стоит за этим. Они хотели этого [свержения Асада] 1000 лет, и он получил это, а те люди, которые вошли в страну, контролируются Турцией». И на сей раз он заявил, что « Эрдоган – этот очень умный парень, отправил туда ( в Сирию) своих людей в разных формах и под разными названиями, и они вошли и захватили власть». В то же время он отметил, что «президент Эрдоган — мой друг, парень, который мне нравится, которого я уважаю. Я думаю, что и он уважает меня». Отметим, что ранее глава МИД Турции Хакан Фидан убеждал всех, что Анкара «не участвовала в операции вооружённой оппозиции в Сирии, которая привела к падению администрации Башара Асада». Но когда Трампа спросили о выводе американского контингента войск из Сирии, он ответил: «Я вам этого не скажу, потому что это часть военной стратегии». Ситуацию комментирует обозреватель ИА REX Станислав Тарасов.
«Действительно, Трамп и прежде не был замечен в резких выпадах против Эрдогана. Более того, как пишет турецкое издание En Son Haber, в конце 2018 года он во время телефонного разговора с Эрдоганом доверительно сообщил о выводе американских войск из Сирии и обозначил направление «более тесной координации по Сирии, где Турции была обещана поддержка, чтобы не допустить возникновения вакуума власти, способного навредить процессу ухода США из Сирии». Но многие турецкие эксперты ставили под сомнение «дружбу» Трампа и Эрдогана, полагая, что « ведётся какая-то закулисная игра на сирийском направлении с учётом курдского фактора».
Вашингтон продолжал поддерживать считающуюся в Турции террористической Рабочую партию Курдистана (РПК), сужая возможности для Турции в политике маневрирования. Турция же ставила в отношении США вопрос ребром: либо вывод войск из Сирии и поддержка позиции Анкары в отношении силовой операции против сирийских курдов, либо выход из международной коалиции по борьбе с ИГИЛ* (организация, деятельность которой запрещена в России). Эрдоган был уверен, что США намерены восточнее Евфрата создать курдское государство под названием Демократическая Федерация Северной Сирии.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Так складывается сюрреалистическая ситуация, когда, как подчеркивала турецкая газета Milliyet, «на самом деле Эрдоган пытается лавировать между США и Россией». Поэтому так называемая «личная химия» в отношениях между Трампом и Эрдоганом скрывает немало проблем. Дело в том, что при первом кабинете Трампа США продолжали поставки вооружений курдской группировке «Демократические силы Сирии», и Вашингтон не пошёл на вывод из этой страны своих войск, что серьёзно сковывало намерения Турции, а Трамп продолжал говорить об Эрдогане как «чертовски хорошем лидере».
Сейчас при втором пришествии в Белый Дом Трампа ситуация на Ближнем Востоке резко изменилась. Появились проблемы Газы, палестинского урегулирования, Ливан, Йемен,и наконец, Сирия. При этом Анкара знает, что Трамп и его команда настроены произраильски и склонна поддерживать все геополитические амбиции Биньямина Нетаньяху. Поэтому реальным для Анкары представляется всё же перспективы ограниченного сотрудничества в Сирии с США и Израилем, если, конечно, она не примкнёт к этой западной коалиции. Если Трамп не оправдает надежды Эрдогана в Сирии, то он продолжит ужесточать политику и риторику в отношении Израиля. Пока же глава МИД Турции Хакан Фидан заявил, что действующим в Сирии курдским террористическим формированиям предъявлены чёткие требования. В случае их неприятия Анкара грозится начать в Сирии военную операцию, что резко осложнит ситуацию в регионе», – заключает Тарасов.
Комментарии читателей (0):