Ключевая ставка в 21% - запредельная, она подводит под банкротство оборонные предприятия, но вход есть, а деньги можно взять у нефтяников или провести эмиссию цифровых рублей, заявил глава комитета Госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг (СРЗП) на заседании палаты парламента, сообщает REX.
«Центральный банк поднял ставку до 21 процента, это запредельная ставка. Реальное кредитование, ставки, по которым берут кредиты сейчас промышленные предприятия на расширение производства - 26 и более процентов. Под эти проценты не окупается ни один инвестиционный проект. Вообще ни один», — сказал Гартунг.
Программа по постановлению правительства №393 по компенсации роста ставок не работает, отметил парламентарий.
«Предоплата по гособоронзаказу резко снизилась. И сейчас фактически мы наблюдаем остановку многих инвестиционных проектов. И самое страшное, даже в ОПК мы останавливаем. А ведь война-то не закончилась. Поток вооружений на ту сторону не уменьшился. Наши потребности страны и нашей армии тоже не уменьшились. А мы принимаем решение, как будто бы всё изменилось, всё закончилось. Ничего подобного. Ничего не изменилось», — сказал Гартунг.
По его мнению, следует вернуться к тем мерам поддержки, которые дали результат два с половиной года назад.
«Ничего придумывать не нужно. Нужно просто повторить то, что уже сработало и даёт позитивный эффект», — полагает он.
Прежде всего, по его ловам, «нужно увеличить финансирование по гособоронзаказу, довести до 80, хотя бы до 80 процентов, а у нас сейчас по факту продукция, поставленная в 2022 году, ещё не оплачена даже».
«И для того чтобы продолжать выпускать продукцию оборонного значения и выполнять госзаказ, оборонные предприятия берут под 26-30 процентов годовых. Слушайте, ну а это же, эти же деньги не заложены, вы знаете, что при ценообразовании гособоронзаказа ограничена наценка, там рентабельность ограничена, и вот эти проценты туда не засчитываются. То есть фактически что происходит? Мы подводим к банкротству наши оборонные предприятия, причём ближе к банкротству те, кто максимальное количество денег вложил в развитие по расширению производства, то есть тех лидеров, которые сегодня создают новую экономику, обеспечивают обороноспособность страны, мы плавно подводим к банкротству», — заявил Гартунг.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Следует возобновить меры поддержки промышленных предприятий, которые вложились в расширение производства, предлагает также он.
«Но повторюсь я ещё раз, расширение производства, то есть предложение товаров и услуг - главный фактор снижения инфляции, без этого никакой ставкой вы никакую инфляцию не поборете», — заявил депутат.
Кроме того, по его убеждению, нужно вводить меры по защите рынка.
«Два с половиной года назад санкции фактически ограничили ввоз иностранной продукции и фактически как бы защитили наш рынок, и у нас спрос пошёл на продукцию нашего машиностроения. Сегодня этого нет, у нас из Китая и из дружественных стран хлынула продукция, где очень дешёвое сырьё, металл там в два раза дешевле, чем у нас и плюс у них ставка 4 процента, а у нас 26. Они просто прокредитовали, без денег дают свою продукцию и всё, и наши покупатели переориентировались на импорт. А российская промышленная продукция, все площадки, посмотрите, заводы, которые выпускают автомобили и автомобильную технику, прицепы, все площадки забиты, ничего не продаётся, потому что лизинг под 30 процентов, но никакое транспортное средство никогда не окупится», — обратил он внимание.
Еще одно направление – защита конкуренции.
«У нас цена металла по гособоронзаказу одна, а цена этого же металла на коммерческом рынке, на 45 процентов выше. Вдумайтесь! Это что такое? Как...? Но у меня даже слов здесь нет. Поэтому, учитывая бюджетные ограничения, да, мы понимаем, что у нас бюджетные ограничения, нужно всё-таки нам поддерживать предприятия, которые создали вот этот экономический рывок, и не всем, как два с половиной года назад выдавать эти деньги поддержки, а только тем, кто показал результаты, кто, например, больше своей трёхлетней прибыли вложил в инвестиции и у кого реальные результаты. Например, темпы роста экономики по предприятию на протяжении двух лет, например, выше 25 процентов в год», — заявил Гартунг.
Гартунг нашел средства на свои предложения.
«Вот у нас прекрасный отчёт Счётной палаты был, который проанализировал ситуацию в нефтегазовом секторе в прошлом году. Так вот, они сделали выводы, что меры господдержки в районе 3 триллионов рублей на протяжении двух лет были, а инвестиции были всего 266 миллиардов, то есть всего 9 процентов от мер господдержки. Я не претендую на 3 триллиона рублей, но если мы хотя бы какую-то часть из этих денег не вернём нефтяникам, а направим их в те отрасли, которые сегодня показывают темпы роста 20 и более годовых, то, я думаю, мы проблемы все решим», — предлагает Гартунг.
Еще один источник денег - эмиссия электронных рублей.
«У нас все решения приняты. Почему даже при высокой ставке 21 процент, если выпустим электронные рубли и дадим их предприятиям под 5 процентов годовых, они не попадут на потребительский рынок, но они создадут инвестиции и через полгода, через год у нас расширится предложение и упадёт инфляция», — полагает Гартунг.
ЦБ РФ поднял ключевую ставку до 21%, глава регулятора Эльвира Набиуллина объяснила решение необходимостью обуздать инфляцию.
Комментарии читателей (0):