Как нам сгладить острые углы в торгово-экономических отношениях с Китаем?

Политолог Павленко указал на проблемы торгово-экономических отношений с Китаем
23 августа 2024  09:52 Отправить по email
Печать

Завершился первый визит в Россию премьера Госсовета Китая Ли Цяна, в ходе которого прошла 29-я встреча глав правительств двух стран. По итогам мероприятия подписано совместное коммюнике и план российско-китайского сотрудничества, а также полтора десятка других документов в самых различных сферах, включая атомную энергетику и космос. Китайского премьера принял президент России Владимир Путин, подчеркнувший, что Поднебесная является главным торгово-экономическим партнером нашей страны. В межправительственном формате на уровне вице-премьеров функционируют пять комиссий; имеется более восьмидесяти совместных координационных органов и структур. Разработаны и успешно выполняются 86 крупных инвестиционных проектов на сумму в 18 трлн рублей. Российский министр экономического развития Максим Решетников особо отметил, что в ходе переговоров утверждена новая, расширенная версия инвестиционного плана.

Ранее на ИА REX: Визит Ли Цяна в Москву: экономика в тени большой политики

Растут и объемы взаимной торговли. За первые семь месяцев 2024 года товарооборот вырос на 1,6% по сравнению с аналогичным прошлогодним показателем. В абсолютных цифрах это 136,6 млрд долларов, в то время, как за весь прошлый год наторговали на 240 млрд. Рост налицо, причем, расчеты на 90% идут уже не в зеленой валюте ФРС, а в рублях и юанях, что сокращает долларовое пространство взаиморасчетов и наносит удар по интересам США, которые сами же его и провоцируют использованием своей валюты в качестве санкционной дубинки. Однако здесь же и основная проблема, над разрешением которой приходится работать. Речь о кризисе взаимных расчетов, который подогревается американскими угрозами вторичных санкций по отношению к китайским банкам за сотрудничество с Россией. Об этом сегодня не говорит только ленивый, но проблема с места сдвигается с большим трудом. Более того, по некоторым позициям она усугубляется. На днях стало известно о проблемах с платежами уже в юанях российского происхождения. В результате удельный вес своевременных платежей, по оценкам отечественного бизнеса, с июня сократился с 15% до 5%, то есть втрое. Ряд китайских региональных банков, еще участвующих в обмене, завышают на несколько процентов обменный курс, а их некоторые российские партнеры принялись устанавливать за услуги по проведению платежей повышенную комиссию. Причем, речь идет не только о прямых сделках, но и об обходных, которые осуществляются через агентов в третьих странах. В российском экспертном сообществе все чаще можно видеть критические комментарии, обвиняющие наших китайских партнеров в том, что эти действия противоречат духу наших отношений. Так ли это на самом деле? Об этом рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.

Надо понимать, что проблемы нам создают США, которые пользуются тем, что с Китаем у них, несмотря на санкции и торговые войны последних лет, товарооборот, даже снижаясь, вчетверо превышает самые рекордные объемы торговли Китая с Россией. Причем, снижая уровень торговых связей, США тем не менее, вредят еще и «на сторону», накладывая гегемонистскую «ренту» на развитие Москвы и Пекина. Еще зимой и весной, когда проблема платежей внезапно возникла и приобрела остроту, об этом неоднократно и подробно рассказывал посол КНР в России Чжан Ханьхуэй. На фоне событий, которые стартовали еще в 2018 году торговой войной, которую запустил Дональд Трамп, китайская сторона предпринимает интенсивные меры по минимизации негативного влияния американских угроз. В частности, в мае 2020 года была утверждена, а осенью того же года запущена стратегия двойного обращения, суть которой в восстановлении баланса между внутренним потреблением и экспортом. Таким способом проводится в жизнь курс на приоритет внутреннего развития и потребления, по расширению которого в Пекине и не только прошло уже не одно крупное совещание, рассказывает политолог.

Российские эксперты призывают отнестись с пониманием к трудностям, с которыми сталкиваются обе стороны. Например, Александр Ломанов, руководитель научного центра из ИМЭМО, уточняет, что система китайских банков по сравнению с американской слаба. Китайцы это понимают и боятся, что ее попытаются обрушить. Поэтому инициатива в руках Вашингтона. По его мнению,

Если китайская финансовая система зашатается, то это также нанесет урон России в отдаленной перспективе. Стабильность китайской экономики приносит гораздо больше выгод нашей стране.

По данным ученого, в Китае работают над этой проблемой, рассчитывая выйти на уровень мировых финансовых держав. Однако сроки этой перспективы не указаны, а двусторонняя торговля страдает уже сейчас. Фиксируемым ростом товарооборота мы обязаны крупными контрактам, которые заключаются корпорациями, прежде всего государственными. Частный сегмент существенно проседает, сталкиваясь с проблемами. О чем пока заходит речь, и что известно из вопросов, обсуждавшихся на завершившихся московских переговорах? Говорится о развитии бартерной торговли. Официально в итоговом коммюнике записано, что:

Россия и Китай будут развивать инфраструктуру для взаимных расчетов.

Это хорошо, но имеются вопросы и к нам самим. Разные источники дают разные цифры по российским банкам, работающим с китайским аналогом SWIFT – системой CIPS, но их количество невелико и варьируется в диапазоне от 9 до 23. При этом только один банк подключен к системе напрямую, и это московская дочка участника большой четверки китайских банков – Промышленно-торгового банка Китая (ICBC). Говоря, на переговорах, которые проводил в Москве Ли Цян, обсуждался и этот вопрос, связанный с активизацией создания в Китае филиалов российских банков. Москва и Пекин:

…Будут развивать платежную инфраструктуру «путем открытия корсчетов и учреждения филиалов и дочерних банков в двух странах».

Что и как будет на деле – посмотрим. Наделенные чувством юмора эксперты тем временем уже шутят на тему извоза наличных самолетами. Хотя трудно отделаться от мысли, что при желании механизм может быть найден; только на днях, например, стало известно о нахождении, наконец, развязки в вопросе об использовании накопившихся у нас индийских рупий, которые не являются свободно конвертируемыми. Правда, не факт, что на эту «отмычку» в Вашингтоне не отыщется какого-нибудь нового подрывного «хода», иронизирует эксперт. Что касается Китая, то эксперты, анализирующие поведение местных банков в отношении шанхайской дочки ВТБ, от которой они тоже «шарахаются», то российские специалисты такой выход видят в открытии китайскими банками счетов в «ВТБ Шанхай». И очень удивляются, что они этого не делают. Не могут, что ли? – удивляется вместе с ними политолог.

Помимо платежного тупика, существует и ряд других проблемных моментов, осложняющих деловое сотрудничество. Хрестоматийным, например, стал вопрос о газопроводе «Сила Сибири-2», проект которого скорее всего отодвигается за границы перспективы 2028 года. Проблема в нестыковках цены на газ, по которой китайская сторона собирается его получать. Это 60 долларов за тысячу кубов – внутренняя российская цена; но при этом китайская сторона готова взять на себя строительство монгольского участка трубы. Отметим, однако, что «Газпром», рассчитывавший компенсировать за счет нового контракта часть потерь на европейском направлении, на эти условия не пойдет, имея в виду, что цена газа в Европе превышает 430 долларов. Специалисты указывают на то, что выходом для российской стороны является уже принятое решение о строительстве газопровода из России в Иран по дну Каспийского моря с суммарной мощностью до 100 млрд кубометров в год. Указывается, в частности, на отсутствие Алексея Миллера в составе президентской делегации в мае, во время визита Владимира Путина в Китай. А вот в Иран тогда, как и сейчас в Азербайджан, такие поездки были совершены, уточняет Павленко.

Ну, а подвести итог этой темы, которой сегодня не хватает оптимизма, можно словами российского премьера Михаила Мишустина, призвавшего:

…Объединить научный потенциал России с производственными и технологическими возможностями Китая.

Спорить с результативностью такой перспективы трудно. Но следует учесть и современные геополитические реалии, которые в ближайшее время могут поставить обе наши страны перед несколько другими проблемами, отложив мирную повестку на определенное время, заключает обозреватель REX. Кстати, обсуждался ли данный круг угроз, информации не просочилось. Ни с одной из сторон. Думается, однако, что мимо него все-таки не прошли.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть