На заседании Совета ЕС принято решение о начале диалога по либерализации визового режима с Арменией. В этой связи глава МИД Армении Арарат Мирзоян назвал это событие «очень важной вехой в углублении партнёрства между Арменией и ЕС, основанного на общих ценностях и принципах». Что за этим стоит и какую цель преследует ЕС в Армении? Об этом рассуждает обозреватель REX Станислав Тарасов.
«То, что этот вопрос исключительно политизирован, следует из заявления главы европейской дипломатии Жозепа Борреля. По его словам, «у нас есть взаимный интерес к дальнейшему расширению нашего диалога по внешней политике и политике безопасности, а также к будущему участию Армении в миссиях и операциях под руководством ЕС». Из этого следует, что вопрос о предоставлении армянам возможности свободно посещать страны ЕС имеет второстепенный характер. Но Брюссель уточнил: безвизовый режим будет введён только после того, как Армения будет соответствовать определённым «критериям», и что этот процесс может оказаться небыстрым и займёт несколько лет. Кстати, соглашение о безвизовых поездках не предусматривало право на трудоустройство», — отметил Тарасов.
Он напомнил, что ранее такие же критерии при предоставлении безвизового режима ЕС выставлял Украине, Молдавии и Грузии. Потом это становилось одним из рычагов давления на эти страны в целях формирования необходимых для Европы направлений во внутренней и внешней политике.
«Свежий пример Грузия, когда угроза о приостановке соглашения о безвизовых поездках граждан страны связывается с принятием парламентом Грузии закона об иноагентах. По логике при таком ходе событий Армения могла бы рассчитывать на поток европейских инвестиций в экономику. Но она почему-то странным образом связывает это только с проблемам своей безопасности. Видимо, не случайно ЕС своё решение сопроводил первым выделением Армении финансирования на поддержку вооруженных сил республики, но в размере всего 10 млн евро. Возможно, это пока символическая демонстрация ЕС военной помощи Армении с определённой смысловой начинкой с обозначением своего присутствия в регионе. В тоже время это определенный сигнал внешнему миру, что Армения в решении некоторых вопросов внутренней и внешней политики утрачивает свою суверенность», — пояснил обозреватель REX.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Тарасов уверен, что это приведёт к напряжённости в отношениях с Россией. При этом нельзя исключать, что Ереван по требованию Брюсселя может на первом этапе поставить вопрос об изменении статуса российской военной базы в Гюмри, о сокращении персонала и так далее. В начале 2024 года Армения уже заморозила свое членство в ОДКБ.
«При этом рано или поздно встанет вопрос и об участии Армении в Евразийском экономическом союзе и в других интеграционных структурах с участием России. Помимо этого, на наш взгляд, появятся проблемы и с урегулированием отношений с Азербайджаном и Турцией. Одним словом, премьер-министр Армении Никол Пашинян во внешней политике идёт ва-банк, словно пытаясь выявить, какая из внешних сил намерена биться за Армению.
Но в Турции, к примеру, как пишет газета Cumhuriyet, полагают, что «США планируют в Закавказье открыть южный фронт у южных границ России через Армению». Понятно, что речь ведётся не только о потенциальной войне Армении с Азербайджаном, но и, по Cumhuriyet, «стремлении США вклиниться в «астанинский треугольник» (Турция — Россия — Иран)». В этой связи официальный представитель МИД России Мария Захарова заявляла, что «Армению превращают в инструмент реализации чрезвычайно опасных планов коллективного Запада». Но в контексте масштабных геополитических пертурбаций как в Закавказье, так и на Ближнем Востоке, Армении грозит утрата своей нынешней государственности», — резюмировал Тарасов.
Комментарии читателей (2):