Мировой рынок газа в последние годы находится в напряжённом состоянии, и это отчасти обусловлено ограниченным предложением (производством) нового сжиженного природного газа (СПГ), заявил REX и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.
При этом риски высоких зимних температур в предстоящий отопительный сезон делают неопределённой ситуацию с потреблением в странах Европы, особенно когда развивающиеся страны активно наращивают спрос, а геополитические конфликты сохраняют риск возобновления волатильности цен на газ.
В 2023 году потребление СПГ в мире росло, поскольку был восстановлен и увеличен спрос со стороны Китая, однако в Европе отмечалось снижение потребления газа на 7%, до минимального с 1995 года уровня.
Вместе с тем, в целом ожидается рост глобального спроса на газ в 2024 году на 2,5%, а доступность газа будет оставаться ограниченной, поскольку, в частности, динамика производства СПГ не такая активная, как ожидалось ранее, в связи с чем Европе так и не удаеётся компенсировать прекращение поставок трубопроводного газа.
Если в 2016-2020 гг. поставки СПГ на мировой рынок росли в среднем на 8% год, то в 2024 году ожидается рост только на 3,5%, и это может способствовать росту цен на СПГ.
Между тем, рост спроса на СПГ будет устойчивым, а скорость удовлетворения этого спроса – низкая, поскольку новые мощности по СПГ в мире будут введены не ранее 2025 года. Не случайно развитые страны начали активно внедрять разные инициативы для сохранения баланса на рынке (например, план буферных запасов СПГ в Японии или механизм совместных закупок газа в ЕС).
На данном фоне Россия активно усиливает свои позиции на мировом рынке СПГ, а санкции серьёзно ограничивают эту активность, однако в целом не мешая запуску и реализации новых проектов СПГ в нашей стране, поскольку для отрасли созданы специальные меры господдержки и механизмы фискального стимулирования.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Большая часть поставок газа в Европу, несмотря на санкции, до сих пор идёт из России, и наша страна даже обогнала США, став первым экспортёром СПГ в Европу. Даже 14-й пакет санкций вводит ограничения лишь в отношении перевалки российского СПГ через европейские порты, тогда как прямые поставки конечным европейским импортёрам не запрещены. Вероятно, новые санкции сосредоточены на том, чтобы «оставить» в Европе дополнительные потоки российского СПГ.
В России сегодня три ключевых проекта («Арктик СПГ-2», «Мурманск СПГ» и «Ямал СПГ») обеспечивают большую часть российского экспорта СПГ. Уже в 2022 году Европа стала принимать больше российского СПГ, чем Азия (странам Европы было поставлено СПГ на 22% больше, чем в предыдущем году).
Россия ещё со времён первых санкций 2014 года стремится стать автономной в отрасли СПГ, развивая собственные технологии сжижения и стремясь закупать оборудование для отрасли у местных производителей.
В 2023 году Россия являлась четвёртым в мире производителем СПГ, и запрет на перевалку российского СПГ вряд ли как-то негативное повлияет на Россию (тем более она может его переваливать в Калининграде, Мурманске и даже в Средиземном море), и возможно даже приведёт к росту импорта российского СПГ со стороны европейских стран.
Как сообщал REX, китайская компания Wison New Energies, которая занималась строительством модулей для «Арктик СПГ – 2» «Новатэка», заявила о приостановке деятельности в России.
Комментарии читателей (0):