Для России в целом позиции на мировом рынке по основным экспортным видам сырья претерпели за последние два годы значительные изменения, обусловленные всевозможными ограничениями для российских поставщиков заявил REX и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.
Неприсоединение к санкциям таких крупных игроков, как Индия и Китай, позволило России сохранить устойчивые и стабильные поставки многих видов сырья на зарубежные рынки, а Россия постепенно адаптировалась к введённым ограничениям. Торговые барьеры для поставщиков сырьевой продукции включали в основном, помимо эмбарго, то есть прямых запретов, наложение дополнительных тарифов.
Несмотря на проводимую политику декарбонизации развитыми странами, мировое потребление угля остаётся стабильным, а после начала специальной военной операции (СВО) наблюдался резкий взлёт мировых цен на уголь, особенно на энергетический.
В 2022 году импорт угля из России в страны ЕС и Великобританию был запрещён, что привело к перенаправлению потоков угля в страны Азии, и поставки на данное направление возросли только в 2023 году на 80%, несмотря на логистические ограничения (а попросту – невозможность российских железных дорог физически обеспечить перевозку резко возросших объёмов продукции).
Помимо логистических проблем, на международной конкурентоспособности российского угля негативно сказываются непривлекательные цены для отечественных экспортёров. Так, в начале 2024 года в России отмечалось снижение угледобычи в основном районе – Кузбассе, а также сворачивание новых проектов по разработке угля.
Однако на издержках производителей будет положительно сказываться отменённая на период с мая по август 2024 года экспортная пошлина на уголь. Таким образом, российскому энергетическому углю (то есть используемому для выработки электроэнергии) будет проще конкурировать на азиатском рынке с экспортёрами из Австралии, Индонезии и ЮАР.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Отмена пошлины была преимущественно и обусловлена снижением экспорта энергетического угля в Индию, наблюдавшегося в начале 2024 года, которое также происходило вследствие роста транспортных и накладных расходов для экспортёров, равно как и вследствие снижения цен на австралийский и индонезийский уголь (в результате чего российские экспортёры в Азию были вынуждены тоже снизить цены). В целом, санкции объективно затормозили устойчивые поставки угля из Россию в Азию, сделав их менее прибыльными.
Дополнительно следует отметить, что в металлургии используется более качественный, уголь, чем в энергетике, поэтому в металлургии используется коксующийся уголь, а в энергетике – бурый.
Россия стремится к наращиванию экспорта коксующегося угля, увеличив его поставки на мировой рынок в 2021-2023 гг. на 38%, тогда как экспорт энергетического угля упал на 11%.
При общем сокращении добычи угля в России рост экспорта коксующегося угля был обусловлен большей ценовой привлекательностью коксующегося угля и меньшей конкуренцией по данному товару на мировом рынке.
Несмотря на прогнозируемое снижение потребления угля, глобальный спрос на него в условиях «неспокойной» конъюнктуры энергетических рынков, видимо, останется стабильным. История свидетельствует, что снижение мирового спроса на уголь всегда было временным и было связано, например, с такими событиями как пандемия.
В условиях санкций Россия, являющаяся ключевым игроком на мировом рынке угля, в большей степени ориентируется на поставки коксующегося угля, по которому прибыльность экспортёров выше, и таким образом замещает экспорт энергетического угля.
Как сообщает REX, угольные компании из России начали терять долю на мировом рынке угля на фоне роста последнего, а лидером увеличения экспорта стала Индонезия, писал «Коммерсант» со ссылкой на обзор Центра ценовых индексов (ЦЦИ).
Комментарии читателей (0):