Смена европейских декораций может привести к ослаблению скреп ЕС

Политолог Павленко: выводы по итогам выборов в Европарламент могут быть ошибочны
11 июня 2024  20:31 Отправить по email
Печать

Интересные итоги выборов в Европарламент ставят множество вопросов о том, что будет дальше. В данный момент всё в оценках достаточно примитивно, выдержано в черно-белых тонах. Дескать, правые выиграли, левые проиграли; на этом фоне начинаются определенные спекуляции и в нашей внутренней политике. Представляется, однако, что всё далеко не одномерно. И даже выделение из общего ряда в резонансную сторону двух европейских «столпов» - Франции и Германии – тоже не выглядит случайным. Очень много споров идет сейчас и о том, чего добивается Эммануэль Макрон, распустив Национальное собрание; в этих дискуссиях потихоньку тонут громко звучавшие еще вчера призывы к Олафу Шольцу проследовать французским маршрутам. Похоже, этого не будет. На эти и другие темы, связанные с последствиями европейских выборов, рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.

Ранее на ИА REX: Европейские выборы на подступах к российским раскладам?

Каждый из фактов этих выборов – и провал партий Макрона и Шольца, и обратный электоральный раскол Германии на ФРГ, где победила ХДС/ХСС, и ГДР, где выиграла «Альтернатива для Германии» (АдГ), — по отдельности сенсационен. Вместе же они образуют какую-то мозаику. Какую? Мы не забыли, что если бы не Brexit 2016 года, мы бы сейчас говорили еще об одном развороте – победе лейбористов в Великобритании? Там это произойдет чуть позже, 4 июля, и формально – вне связи с ЕС. А теперь зададимся рядом вопросов. Зачем британские выборы перенесены с января 2025 года на начала июля, если правящие консерваторы запрограммированы на поражение и собственноручно отдают полгода власти? Они приближены к европейским выборам, чтобы подчеркнуть смену декораций? Такие результаты прогнозировались? Или программировались? И одновременно британские выборы поставлены вперед американских. Зачем? Британию вслед за Европой ранжируют под США, чтобы ускорить процесс перегруппировки? Или передают ей инициативу в преддверии возможного американского кризиса? Потому и выборы – в американский День независимости, от британской короны, между прочим. Консерваторы ведь – это связь Дональда Трампа; Борис Джонсон его открыто поддержал на фоне судебного преследования, перечисляет факты политолог.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Определённости нет, но! Только посмотрите. На начало июля ничего не планировалось из крупных событий, кроме вашингтонского саммита НАТО. И вдруг на ровном месте двое выборов – в Британии и Франции, из-за которых их представительство в Вашингтоне окажется скомканным. Предполагаемый новый британский премьер Кир Стармер если и появится, то «с колес», а Макрон, который в кулуарах уже рассуждает об отставке, в случае приезда, будет озабочен совсем не юбилейными вопросами. Это все так случайно подобрано?

"Предположение, что Макрон, как и Риши Сунак, пытается ухватиться за существующий расклад, пока он еще не ухудшился, доверия не вызывает. Дела плохи и у того, и у другого; максимум, например, чего добивается французский президент, — превращается в хромую утку. Поэтому первая версия: возможно, Белому дому нужно отвлечь общественное внимание от саммита НАТО. Для чего? Гадать на кофейной гуще – занятие неблагодарное. Повторю самое напрашивающееся предположение: на Западе повсеместно меняются декорации", — считает эксперт.

Второй момент. Венгерский премьер Виктор Орбан, партия которого победила, но показала худший результат за все время, не набрав 50%, подвел итоги евровыборов следующим образом. Первая половина пути от войны к миру, по его словам, пройдена – имея в виду провалы правящих партий во Франции и Германии, а вторую мы пройдем, когда в США придет Трамп. Не все так однозначно. Во-первых, пока главным триумфатором выглядит отнюдь не Марин Ле Пен и не Алиса Вайдель, а Урсула фон дер Ляйен, излучающая уверенность, что новый срок во главе Еврокомиссии ей-де обеспечен. При этом она ставит знак равенства между «европейской» и «украинской» ориентацией. Правда, нужно еще разобраться с коалициями, как считает итальянский премьер Джорджа Мелони. Во-вторых, обнаруживается все более явное противоречие между сенсацией в ведущих странах и отсутствием таковой на европейском уровне. Потеря правящей коалицией прежнего созыва менее двух десятков мандатов – ни о чем. «Правых победителей» вместе менее 20%. В-третьих, обратим внимание на элементы раскола между Францией и Германией, а ведь это изначальная ось ЕС. С одной стороны, и там, и там успех правых; с другой, эти правые между собой поругались. Ле Пен даже выдавила АдГ из «своей» фракции. Из этого вытекает, что между триумфаторами в бывших ФРГ и ГДР – ХДС/ХСС и АдГ – французскому «Национальному объединению» ближе немецкий Запад, чем немецкий Восток. А это вполне системная позиция, побуждающая Ле Пен поддержать Урсулу, особенно учитывая, что от нее перед выборами открестился Макрон, принявшись искать ей замену. В-четвертых, если возвратиться к теме коалиций, то в европарламент прошло беспрецедентное количество «независимых» - почти сотня, это около 14%. Вместе с Европейской народной партией (ЕНП) – фракцией Урсуслы – уже 40%. Но очень разношерстная публика. С ними придется договариваться персонально с каждым, и эти договоренности будут носить непрозрачный, закрытый и, самое главное, неустойчивый характер, не связанный никакой партийной дисциплиной, полагает Павленко.

Похоже, что ЕНП стоит перед выбором одного из двух вариантов. Либо соглашение с прежними европейскими системными «оптимистами» - либералами-социалистами, и это один вариант, представляется, что наиболее вероятный. Либо с евроскептиками, которых, однако, придется разбавлять «независимыми», иначе большинства не получится. Большая коалиция представляется, что исключена: потенциальные партнеры ЕНП с той и другой стороны между собой не договорятся, более того, такой «беспринципный» альянс и тех, и других в глазах избирателей только дискредитирует. Особенно во Франции и особенно перед выборами. Кстати, на это и Макрон мог рассчитывать, распуская Национальное собрание, не исключает эксперт.

Соперники Дональд Трамп и Джо Байден. Выборы в США. Иллюстрация: © Александр Горбаруков
Соперники Дональд Трамп и Джо Байден. Выборы в США. Иллюстрация: © Александр Горбаруков
"Что все-таки на выходе? Скорее всего, если реальностью станет «прогрессистская» леволиберальная коалиция с Урсулой во главе Еврокомиссии, ослабляться на фоне поляризации во Франции и Германии станут европейские структуры, сам ЕС. Очень вероятным становится возникновение противоречий ведущих столиц – Парижа, Берлина, возможно и Рима - с Брюсселем. Ситуация дополнительно усложнится, если в США у власти окажется Трамп, что подстегнет эту фронду, ибо каждая из стран, подобно той же Венгрии, будут налаживать отношения с Вашингтоном самостоятельно. Более того, возвращаясь к наиболее вероятным итогам предстоящих британских выборов, можно предположить, что с позицией США при Трампе войдет в противоречие заявленный проукраинский курс лейбористов. А вот тот факт, что ослабление европейских скреп придаст самостоятельности немцам, которые могут начать утрачивать ощущение ответственности за Европу в качестве ее экономического локомотива, вполне может стать источником противоречий внутри страны, между западом и востоком", — допускает Павленко.

Если же в США нас ждёт победа Джо Байдена, эвфемизмом которой можно считать и его устранение из кандидатов путём внутрипартийной рокировки на августовском съезде (конвенте), то при таком раскладе восстанавливается максимальная прочность связки Вашингтон – Лондон, при одновременном ослаблении связей внутри НАТО между двумя берегами Ла-Манша. В любом случае ЕС, похоже, вступает в продолжительный кризис, и его наиболее ожидаемым результатом станет постепенное расползание. Какая конфигурация может сложиться на этом фоне, учитывая обозначившиеся на этих выборах линии разломов? Рано или поздно, ослабление «елисейской» оси Парижа и Берлина не может не привести к возобновлению их конкуренции, тем более, что в именно в правом дискурсе эта тенденция себя уже обнаружила еще перед голосованием. Что касается нашей страны и перспектив завершения украинского конфликта, то нет сомнений, что решимость Европы к продолжению безоговорочной поддержки киевского режима уже поколеблена. Однако при этом нельзя сбрасывать со счетов вероятности появления нового центра, по предвоенному выражению И.В. Сталина, «очага войны», способного замкнуть на себя управление европейской консолидацией в формах, которые при «плановом» самоустранении Вашингтона и Лондона, бросят вызов миру и стабильности на всем западе Евразии. Стоит вспомнить динамику сменявших друг друга безрезультатных выборов в той же Веймарской Германии, которые раз за разом воспроизводили политический тупик. Завершилось все это, как известно из истории, приходом нацизма и последующим поджогом рейхстага, резюмирует обозреватель REX.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть