Зачем США «ужесточают» ядерную стратегию

7 июня 2024  18:41 Отправить по email
Печать

Администрация США рассматривает планы проведения «более агрессивной стратегии» в области ядерной безопасности. Официальная мотивация, изложенная изданию Semafor неким высокопоставленным анонимом в Белом доме, следующая. Вашингтон апеллирует к тому, что Россия и Китай отвергли обсуждение с США вопроса о контроле над ядерными вооружениями. Россия, как известно, приостановила свое участие в действующем до 2026 года договоре СНВ-3, который Джо Байден продлил на пять лет сразу по приходу в президентское кресло. Что касается Китая, то он по принципиальным соображениям отказывается от участия в процессе ОСВ и СНВ по вполне понятной причине: более 90% мирового ядерного арсенала сосредоточено в США и России, Китай находится в стадии укрепления своих ядерных сил и создания полноценной стратегической ядерной триады. Пока китайские СЯС не достигли уровня двух главных ядерных держав, ожидать от Пекина участия в соглашениях не приходится; это его суверенная позиция, которая встречает понимание и уважение в России. Об этом американцам было с нашей стороны заявлено еще при Дональде Трампе, который пытался потребовать от Москвы «надавить» на Пекин с целью привлечь его к участию в СНВ-3 на трехсторонней основе, и именно этот отказ привел к тому, что Трамп договор «подвесил», не желая пролонгировать.

После того, как в 2023 году, сообщает издание, советник президента США по вопросам национальной безопасности Джейк Салливан получил отказ от тройственного обсуждения контроля над вооружениями, США собираются использовать очередную конференцию по разоружению, которая начинается 7 июня, чтобы вернуться к этой теме. И, как сказано, продемонстрировать Москве и Пекину, что «они», то есть мы, «столкнемся с ухудшением условий безопасности, если и дальше будем отказываться от взаимодействия» с Вашингтоном. При этом источник Semafor не скрывает, что занимая эту позицию, администрация Байдена рассчитывает на второй президентский срок, и таким образом «закладывает основу для решения ключевых ядерных проблем, с которыми она столкнется после переизбрания». Прозвучало, что:

"Если будет второй срок, ключевым моментом для нашей администрации будет то, как мы подойдем к этой дате - 6 февраля 2026 года (дата завершения срока действия СНВ-3 – REX)".

О чём идёт речь, рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.

Речь идёт об очень серьёзных вещах, которые продвигаются под демагогической ширмой «неуступчивости» Москвы и Пекина. Хорошо известно, и об этом ещё раз напомнил президент России Владимир Путин на встрече с мировыми СМИ, что у США сотни военных баз по всему миру, в том числе с дислокацией на них ядерного оружия; только в Европе называются пять стран НАТО, где оно размещено. Это Бюхель в Германии, Авиано и Геди в Италии, Кляйне Брогель в Бельгии, Волкель в Нидерландах, Инджирлик в Турции. Плюс собственное ядерное оружие Великобритании и Франции. Для сохранения паритета, особенно в нынешней международной обстановке, мы, скажем прямо, заинтересованы в наращивании Китаем своего ядерного потенциала, ибо это важная часть системы противодействия американской экспансии. Развертывание в КНР позиционного района межконтинентальных баллистических ракет (МБР) в Синьцзяне, а также ракет средней дальности (РСД) в прибрежных регионах – это, кроме того, ответ на планы США разместить РСД против Китая на первой островной линии вдоль побережья. РСД – это до 5 тыс. км; вся страна простреливается. Повторяется ситуация 1982 года с американскими «Першингами» и «Томагавками» в ФРГ. Они ставят оружие средней дальности так, что от него фактически исходит стратегическая угроза, а сами прячутся за океаном – тогда за Атлантикой, сейчас – за Тихим океаном. Чтобы достать их можно было только стратегической дальностью. Поэтому попытки вышибить из нас согласие на ограничения в условиях, когда США разорвали договоры по ПРО и РСМД, — это стремление Вашингтона получить и закрепить навечно односторонние преимущества над Россией и Китаем, особенно с упомянутым учетом фактора военных баз по периметру Евразии, подчеркивает политолог.

При этом, слава Богу, ситуация для нас не критическая. Ибо США после распада СССР совершили стратегическую ошибку. Они уперлись в стратегию глобального неядерного удара, решив стать гегемоном за счет приобретения возможности мгновенного удара по всему миру на фоне договорного обнуления ядерных потенциалов. Чтобы они били из режима постоянной боеготовности, действия в котором, в отличие от повышенных степеней, не обнаруживаются нашими средствами объективного контроля, а ответить нам было нечем. Глобальную систему до конца не создали, для этого нужно выводить в космос специальные платформы. А вот ядерную триаду основательно подзапустили, думали, что она больше не потребуется. Самое новое, что у них сейчас есть, — это ПЛАРБ – баллистические ракеты атомных подводных лодок системы «Огайо» Trydent-2, 1980-х годов. Что касается стратегических бомбардировщиков типа «Стелс», то это не ракетоносная, а бомбонесущая авиация, для нее рискованно заходить в зоны ПВО противника. Так что «старые добрые» B-52 1950-х годов до сих пор в строю. У нас триада СЯС, по последним данным, обновлена на 95%, у американцев – на 62%. Кстати, и в материале в Semafor говорится о характерных мерах, которые США намерены предпринять: продлить сроки ряда ПЛА системы «Огайо» и «разработать новую ядерную гравитационную бомбу». Новую – это громко сказано. На самом деле речь, по-видимому, идет о новой модификации неоднократно модернизированной авиабомбы B-61 с названием B-61-13. Новаций по сравнению с предыдущей модификацией две: мощность до 350 килотонн - Кт (у B-61-12 мощность была 50 Кт), плюс хвостовое оперение, позволяющее контролировать падение, увеличивая точность. Кому интересны подробности, пожалуйста, уточняет эксперт.

А вот что вызывает в этом заявлении Белого дома настоящее беспокойство, так это то, что ему в преддверие конференции по разоружению предшествовали два события. Первое – разрешение Нидерландам самим принимать решение о применении своего ядерного оружия в этой стране. Это те же самые авиабомбы B-61, которые подвешиваются к самолетам F-35, состоящим на вооружении нидерландских ВВС. И второе – удары ВСУ по РЛС российской СПРН – системы предупреждения о ракетных пусках в Мордовии, Армавире и под Орском в апреле – мае. Вашингтон от действий своих подопечных отмежевался, но их фантасмагорические объяснения, однако, принял. Надо понимать, что поскольку интересовать эти объекты могут только страны, готовящие на нас ракетное нападение, то есть это в первую очередь США, то и заказ Киеву поступил оттуда, все эти американские «озабоченности» по поводу этих ударов – хорошая мина при плохой игре. Вот эти две вещи, имея в виду, что именно Нидерланды – первые в списке поставщиков киевскому режиму F-16, и что вывод из строя радаров способен осложнить нанесение нашей стороной ответно-встречного удара при ядерном нападении, говорят, что протокольное, в общем-то, американское решение «ужесточить стратегию» наделяется глубокой подоплекой. Кстати, именно сейчас, в канун конференции, на которой эту стратегию они озвучат, были совершены испытательные пуски МБР шахтного базирования Minuteman-III; два пуска – 4 и 6 июня. Настораживающее сочетание – удар по РЛС и пуски стратегических ракет. Да, «Минитмены» - 1960-1970 годов у них, с ними от старости было много аварий, даже в шахтах взрывались, но! При отсутствии противодействия со стороны СПРН, глазами и ушами которой являются радары, это старье, особенно в массированном пуске, долетит и взорвется, подчеркивает Павленко.

Разумеется, в каждых шагах по линии военной эскалации имеется доля политики, частью которой является военная стратегия. Можно успокаивать себя, что в США и НАТО очень болезненно восприняли разгром на Яворовском полигоне под Львовом командного пункта управления F-16 со всем сопутствующим комплексом, включая общежития военнослужащих НАТО, преимущественно как раз из Нидерландов. Несколько сотен «двухсотых»; Путин напомнил на встрече с мировыми СМИ, что гибнут военнослужащие западного альянса потому, что находятся в зоне военных действий, где их быть не должно, а если есть – виноваты те правительства, которые их туда посылают. Но факт остается фактом: ядерная угроза со стороны США обнародована, а Нидерландам, которые считают себя сильно уязвленными, выдан карт-бланш. Сигнал очень нехороший. Никакой паники, но за ситуацией, кому положено, внимательно наблюдают, тем более, что по осторожным экспертным оценкам, на РЛС пострадали антенны, но функциональной боеспособности они не утратили, заключает обозреватель REX.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть