С началом специальной военной операции (СВО) многие зарубежные транснациональные компании, работающие в российском нефтегазовом секторе, объявили об уходе из России. Однако оставшиеся игроки, в частности, японские компании, не торопятся продавать свои доли в нефтегазовых проектах. Это связано с несколькими причинами, заявил REX и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.
Во-первых, с начала 1990-х годов крупнейшие зарубежные игроки последовательно осваивали активы российского нефтегазового сектора, начиная с создания совместных предприятий, и далее поглощая доли в отечественных компаниях. Особенно это было характерно для сегмента нефтедобычи.
При этом даже кризис 1998 года не остановил этой динамики, и корпоративная активность международных нефтегазовых компаний в России в 2000-е годы лишь продолжала усиливаться, вплоть до 2014 года. Лишь в 2014 году деятельность зарубежных нефтегазовых компаний замедлилась, но не приостановилась.
Поэтому многие крупные международные игроки за последние десятилетия стали владельцами крупных пакетов в отечественных компаниях по добыче, переработке и транспортировки углеводородов, и такая высокая интеграция с российским рынком изначально означала, что уход с него не может быть простым.
Во-вторых, уход ключевых игроков, например, BP, из России был болезненным для самих компаний, и эти проблемы вскрываются только сейчас, когда обратный возврат в Россию уже является фантастическим.
Оставшиеся в России западные компании понимают это и планируют свою деятельность в нашей стране таким образом, чтобы не «терять» наш рынок. Таким образом, в стратегическом плане западным компаниям не следует рассматривать российские углеводороды в своих инвестиционных портфелях.
В-третьих, с началом СВО начался новый подъем для азиатских компаний на российском нефтегазовом рынке. Здесь уже присутствовали такие крупные игроки, как индийская ONGC, которые будут стремиться более широко осваивать российский нефтегазовый сектор, делая конкуренцию с оставшимися компаниями из развитых стран все более жёсткой.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Наконец, видно, что уход зарубежных игроков не оказал принципиального влияния на динамику добычи и переработки нефтегазовых ресурсов в России. Некоторые эксперты полагают, что уход международных компаний проявится лишь в среднесрочной перспективе, поскольку именно на этом отрезке обострится зависимость отрасли от технологий.
Однако Россия активно кооперируется с азиатскими игроками (с теми же японскими компаниями) и успешно решает проблемы, которые могут оказать влияние на нефтегазовую отрасль в среднесрочной перспективе. Россия активно начинает использовать альтернативные нефтесервисные компании из дружественных стран, а также импортировать критически значимые технологии по каналам параллельного импорта.
Конечно, в некоторых сложных вопросах (например, в технологиях сжижения природного газа) партнёров из развивающихся стран найти сложнее, но и это не является невозможным, о чем свидетельствует положительная динамика в развитии новых проектов СПГ в России и росте объёмов его экспорта.
Как сообщал REX, власти Японии сохранят долю в проектах по разработке нефти и газа в России, говорится в ежегодном докладе МИД Японии «Синяя книга по дипломатии».
Комментарии читателей (0):