Пхеньян отверг предложение Токио о двусторонней встрече лидеров

25 марта 2024  19:38 Отправить по email
Печать

Новый эпизод полемики вспыхнул между КНДР и Японией. Зачинщиком выступил японский премьер-министр Фумио Кисида, который использовал некий «особый», не используемый обычно канал контактов, чтобы сообщить в Пхеньян о стремлении встретиться с лидером КНДР Ким Чен Ыном «лично и в ближайшее время». При этом, как сообщает Associated Press (AP), Кисида на заседании парламента охарактеризовал предлагаемую им встречу «решающей» с точки зрения судьбы японцев, в похищении которых Токио обвиняет Пхеньян. При этом даже AP признает, что рейтинг Кисиды и уровень его поддержки в стране упал настолько низко, что кабмин начинает изыскивать асимметричные способы остановки этого падения, и предложение о встрече Ким Чен Ыну с прицелом на обсуждение этой темы – как раз такой популистский шаг.

В ответ на японское предложение со стороны КНДР последовал отрицательный ответ, с которым выступила заместитель заведующего Отделом ЦК ТПК Ким Ё Чжон, младшая сестра Ким Чен Ына. Охарактеризовав вопрос о похищенных японцах как закрытый, причем, еще в начале века, на двух переговорах прежнего северокорейского лидера Ким Чен Ира с другим японским премьером Дзюнъитиро Коидзуми, младшая Ким поместила тему контактов в более широкий контекст. И предложила японской стороне поменять политику в отношении с КНДР. В противном случае, предупредила она, никакая встреча по желанию, высказанному Кисидой, невозможна. И действия Токио по ее продавливанию будут интерпретироваться как популистские, направленные на внутреннюю аудиторию, а не на нормализацию двусторонних отношений. Задетые отказом Пхеньяна, японцы встали в позу, и генсек кабмина Ёсимаса Хаяси назвал отказ от обсуждения вопроса о «похищениях» - «неприемлемым». Так или иначе, в очередной раз коллективный Запад или страны, как Япония, которые к нему принадлежат с геополитической точки зрения, являясь сателлитами США, пытаются вести с КНДР переговоры ради переговоров. А Пхеньян, который раскусил эту тактику еще во времена сингапурской и ханойской встреч с Дональдом Трампом в 2018-2019 годах, дает этим поползновениям от ворот поворот. На эту тему рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.

"Я, честно говоря, не понимаю, чего добивается японская сторона, кроме – да, решения проблем, связанных с провалами во внутренней политике", — признается политолог.

По его словам, если они навязывают Пхеньяну эту тему, то почему бы, например, не обсудить другой, не менее острый исторический вопрос – преступления японского колониализма и фашиствующего милитаризма в первой половине XX века. Они унесли в Корее, и на Севере, и на Юге гораздо больше человеческих жизней, чем те восемь человек, которые КНДР признала похищенными, и которые умерли, не дождавшись возвращения в Японию, куда по договоренности Ким Чен Ира и Коидзуми отправились пятеро пленников.

Фумио Кисида. Япония. Иллюстрация: REX
Фумио Кисида. Япония. Иллюстрация: REX
"Такая тема была бы еще более уместной на фоне проституционной позиции Сеула, который по команде из Вашингтона, ради формирования тройственного альянса США с Южной Кореей и Японией в рамках «восточной НАТО», не задумываясь, плюнул на память, в том числе оскорбленную, соотечественников. Даже в правящей южнокорейской партии это вызвало тогда осуждение. Фишка в том, что момент, переживаемый сейчас миром, в том числе в АТР, таков, что исторические параллели и аллюзии уходят на второй план перед угрозой полномасштабного мирового конфликта, поэтому в КНДР такое отношение к японской инициативе. Обсуждать необходимо насущные проблемы. Главный – роль Японии в подрыве стабильности на Дальнем Востоке и в Восточной Азии, превращение страны в американскую марионетку и возрождение исходящей с Японских островов прежней угрозы для континентальных азиатских стран, которые еще не забыли, что такое японская оккупация", — подчеркивает Павленко.

В связи с этим, главный вопрос японско-северокорейских отношений, Ким Ё Чжон здесь абсолютно права, — попытки Токио под диктовку Вашингтона оспорить суверенные права КНДР на оборону в условиях, когда патрон Японии – США – отказывают Пхеньяну в гарантиях безопасности, но при этом требуют от него одностороннего ядерного разоружения.

"По сути, вот такая постановка вопроса – это декларация о намерениях военного нападения на КНДР, в которое Вашингтон собирается втянуть своих сателлитов, включая Японию. Одно из двух. Или японское правительство соглашается обсуждать с КНДР действительно настоящие вопросы, связанные с региональной и глобальной безопасностью, в том числе ядерной – и тогда встреча с Кисидой Ким Чен Ына возможна, как любой ответственный лидер, он в интересах своего народа готов с кем угодно разговаривать. Но именно разговаривать, по существу, а не ради производства информационного шума. Или японское правительство продолжает «напрягать свой плодовитый палец», высасывая из него темы, не имеющие никакого отношения к реальной политике, вроде «похищений», и под этим предлогом напрашиваться на встречу, чтобы посветиться на телеэкране в лучах софитов. Тогда и обсуждать нечего. Политика и пиар – разные вещи", — уверен эксперт.

При этом, обращает он внимание, японская сторона, как только заходит речь о ракетно-ядерной оборонительной программе КНДР, сразу же прячется за спину Вашингтона и, отказываясь формулировать собственную позицию, становится ретранслятором американской:

"Это нечестно. И не по-мужски, если угодно, не по-самурайски. Именно это имел в виду сам Ким Чен Ын, когда еще в феврале говорил, что Пхеньян открыт для приглашения Кисиды, но только если Токио перестанет оспаривать законное право КНДР на самооборону. Япония боится северокорейских ракетных пусков, которые осуществляются в ответ на участившиеся американо-южнокорейские учения? Так в чем вопрос? «В случае уважения наших суверенных прав и интересов безопасности на равноправной и справедливой основе, укрепление оборонных сил КНДР не будет представлять опасности для Японии», - разъясняет японской стороне ситуацию Ким Ё Чжон. Это не значит, что не будет пусков. У Японии ведь нет прерогатив воспрепятствовать провокационным военным игрищам на Юге Корейского полуострова. Но Япония в этом случае получит честные гарантии своей безопасности, разве не так? Проблема в том, что ослушаться США, пойти с ними вразрез тот же Кисида не может, но при этом все равно старается в меру своих возможностей извлечь себе политические дивиденды, заработав электоральное паблисити у соотечественников. У нас в России это называется «и рыбку съесть, и косточкой не подавиться», - иронизирует Павленко.

А если серьёзно, то в Восточной Азии достаточно сложных противоречий, существующих в самых разнообразных конфигурациях. Но при всей их остроте, они пока не достигли европейского уровня эскалации.

"Если бы азиатские союзники США, не связанные с Вашингтоном такой мощной системой коллективных обязательств как НАТО - тройственному альянсу до нее все же далеко… И если бы они проявили больше стратегической автономии от США, то глядишь, и удалось бы избежать в регионе таких последствий, как в Старом свете. Но для этого в правящих кругах не только Японии, но и Южной Кореи должно созреть понимание, что американские провокаторы, стоящие за украинским конфликтом, действуют в Азии точно по такой же схеме. Разжигают войну. И если общими усилиями не поставить им заслон, шансов избежать крупного конфликта немного, особенно у Японии, которая самой географией определена в эпицентр такого противостояния", — резюмирует обозреватель REX.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть