Почему Вашингтон публично «опустил» сателлитов по «большой семерке»?

20 марта 2024  20:52 Отправить по email
Печать

В «большой семёрке» произошёл раскол. Заявление по итогам российских президентских выборов, подготовленное итальянской стороной, как председательствующей в этом «клубе» лидеров западного мира, в котором голосование обзывалось «фарсом», заблокировано главой американского Госдепа Энтони Блинкеном. Причём, что важнее всего, предварительное согласие Вашингтона именно на такую оскорбительную формулировку официальным Римом было получено со стороны президентского советника по вопросам национальной безопасности Джейка Салливана. Но когда дело дошло до внешнеполитического ведомства, то его шеф, разделив критическое отношение к выборам в России, тем не менее, счёл применённые итальянцами обороты речи с осуждением выборов «неуместными». При этом и сам Салливан призвал исходить из того, что Владимир Путин остаётся российским лидером. Иначе говоря, с одной стороны, в США называют российские выборы «несвободными и несправедливыми», а с другой, их признают и транслируют эту точку зрения европейским и иным сателлитам. Почему такие разночтения - рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.

Просматриваются три среза, считает политолог: внутренний американский, в целом западный и глобальный. Первый связан с тем, что США сами находятся на пороге выборов, причём, в весьма сложной внутренней ситуации. Такого острого противостояния в условиях раскола элит в США не было давно. Думается, что в Вашингтоне, хотя устами «говорящей головы» Белого дома Джона Кирби и «предупреждали» Москву «держаться подальше от американских выборов», но на самом деле действительно нервничают. Особенно после двукратных заявлений российского лидера, невзирая на слова Кирби, что нам «выгоднее» Джо Байден, которые сильно пошатнули позиции действующего американского президента. Дональд Трамп не упустил возможности этим воспользоваться и всласть над Байденом поиздевался. Блинкен как никто другой понимает, что рычаги влияния на Москву у США утрачены – все соглашения с Западом в России подвергаются пересмотру с целью денонсации. А возможности серьёзно ударить по позициям Байдена у нашей стороны имеются, как в информационном поле, так и на линии фронта, где если ВСУ посыплются, на амбициях хозяина Белого дома можно будет ставить крест, слишком сильно он себя связал с киевским нацистским режимом, чтобы избежать политической ответственности за его провалы, уверен эксперт.

Следующий собственно американский аспект блокировки конфронтации с Россией со стороны «семёрки» связан с недавним предложением Вашингтона, адресованным Москве и Пекину, — о возврате к переговорам по стратегической стабильности. Одно из двух. Если США посчитали бы власть в нашей стране «нелегитимной», то кому тогда адресовано это предложение, сделанное да, до выборов, но нет, без всяких иллюзий на какой-то иной их исход. Дураков нет, все понимают всё. Путин и так назвал данную инициативу Вашингтона «демагогией», ну и не признав выборы, США сами публично подтвердили бы справедливость этой оценки российского лидера. Это был бы единственный результат подобного демарша, сродни политическому стриптизу, который Байдену в его нынешнем положении нужен меньше всего, считает Павленко. Наконец, не забудем тему натянутых отношений между Блинкеном и Салливаном; во всех администрациях Госдеп перетягивает канат с СНБ ввиду пересечения полномочий и сфер ответственности. Но там, как ещё полгода назад писали американские СМИ, ещё и личные противоречия вмешались. Помните прошлогодние характеристики острого на язык Салливана не только Блинкену, но и главе Пентагона Ллойду Остину? Один – «задира», другой – «болтун». Явно не сошлись ни характерами, ни амбициями, полагает эксперт. И такое не забывается. Вот Блинкен и воспользовался моментом, чтобы поставить надоевшего оппонента на место.

Что касается общезападного среза. Отметим одну показательную деталь. Вашингтон своё мнение об итогах выборов придержал, дав высказаться всем «семёрочникам», которые, разумеется, бросились выслуживаться перед «вашингтонским обкомом», думая, что знают его позицию. «Говорить не по писаному, дабы дурь каждого всем видна стала», - требовал император Петр Великий. Вот они дурь «не по писаному» и показали, в полный рост. Особенно немцы, которым, есть такое вполне обоснованное предположение, из Вашингтона специально дали директиву выборы в России не признавать, чтобы подставиться. Остальные язык попридержали, обошлись констатацией своего неудовольствия победой Путина, но тему признания/непризнания предусмотрительно обошли. А Берлин в неё вляпался, продемонстрировав интеллектуальные способности своих «говорящих голов», особенно Анналены Бербок, которая со своей «зелёной» повесткой во главе МИД страны, где за неимением российского газа стахановскими темпами запускаются угольные ТЭС, выглядит попросту нелепо. Так что на фоне серпентария европейских хунвейбинов Белый дом, как говорил герой «Операции Ы», «растёт и возвышается над собой», иронизирует Павленко.

Ну, а если серьёзно, то с точки зрения политической стратегии американцам очень выгодно противопоставить себя Европе в российском вопросе, чтобы дополнительно убедить мировую общественность, что это «не США» планируют вторжение на Украину, за которое, стало быть, НАТО типа «не отвечает». А это сами европейцы, дескать, закусили удила, и что Вашингтон с этим может поделать? Сам он, такой весь «сознательный», в авантюру не полезет, а вот «эти»… Формулировку подсказал глава французского Минобороны: «Мы свободная страна и не можем запретить своим гражданам ехать воевать за ВСУ», разве не так? Проваливая итальянские формулировки, Вашингтон переводит стрелки с себя на остальные «семерочные» столицы, объясняет политолог.

Самый интересный срез здесь третий, глобальный. Провал западных попыток изолировать Россию – пять саммитов провели, чтобы убедить развивающийся мир встать на сторону Киева, а он осуждать Москву отказался – поставил в повестку вопрос об изоляции уже самого Запада. Блинкену понятно, что ставка не сработала, и в неё нужно вносить коррективы, не дожидаясь, пока это сделают другие, а США утратят всякую инициативу, и не только на фронте. Но для интеллектуального уровня нынешних лидеров Европы даже такой очевидный вывод – это разрыв шаблона. Они на него неспособны:

Чтоб не думать ничего -
Фюрер мыслит за него…

И потом, в США увидели результаты миротворческого турне китайского спецпредставителя Ли Хуэя. Проехал по Европе. Посетил все основные столицы, имеющие отношение к конфликту на Украине, после чего поехал сразу на несколько дней в Москву, причём, повторно, что как будто не планировалось, да ещё и с миссией наблюдения за выборами. Главный итог работы китайской миссии – поздравление Путина с безоговорочной и честной победой – выставляет европейских собеседников Ли Хуэя, мягко говоря, в виде тотальных лузеров, неспособных ни к какому конструктивному разговору, вместо которого они бросаются лозунгами. Вашингтону солидаризоваться с этим паноптикумом – себя не уважать и обнулить. Вот он и сливает Европу, сохраняясь в поле адекватности, рассчитывая, что рано или поздно переговоры о стратегической стабильности с Москвой и Пекином станут реальностью, но Европа ни к ним, ни к обсуждаемым стратегическим раскладам не будет иметь никакого отношения и останется на геополитических задворках. В качестве объекта, а не субъекта. Просто Вашингтон нащупывает свою контригру в новых глобальных условиях и уже не отрицает, правда, пока по умолчанию, перспектив многополярного мира, резюмирует обозреватель REX.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть