Китай – Вьетнам: осторожное сближение

13 декабря 2023  15:39 Отправить по email
Печать

Завершился визит председателя КНР Си Цзиньпина во Вьетнам, в ходе которого подписаны более 35 соглашений, а Ханой официально присоединился к китайской инициативе строительства «сообщества единой судьбы человечества». Обе стороны высоко оценили состояние и перспективы двусторонних отношений, особенно в свете того, что ранее китайскую «общую судьбу» поддержали другие страны Юго-Восточной Азии (ЮВА) – Мьянма, Камбоджа, Лаос. Об итогах китайско-вьетнамских переговоров и международном и региональном контексте, в который они помещены, рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.

ЮВА исторически является ареной борьбы между Пекином и Вашингтоном, особенно тогда, когда Китай стал рассматриваться в США главным конкурентом на XXI век. Причем, Вашингтон изо всех сил старается играть на противоречиях ряда стран региона с Китаем в Южно-Китайском море (ЮКМ). «Общая судьба» - достаточно неконкретная инициатива, обозначающая фактическое противодействие так называемой «индо-тихоокеанской» стратегии США. Еще с 50-х годов на Западе была изобретена политика «анаконды» - насаждения марионеточных режимов США по периметру коммунистических держав – СССР и Китая. Поскольку Пекин уделяет огромное внимание развитию отношений с десяткой АСЕАН, для этого существуют разные форматы АСЕАН+, американская сторона, которой не удалось выстроить с этим объединением связи, пошла другим путем – строительства двусторонних отношений. Только за последний год президент США Джо Байден провел переговоры с Вьетнамом в Ханое, для чего даже раньше времени уехал с саммита «двадцатки» в Дели, и с Филиппинами в США. Результаты – выход вьетнамско-американских отношений на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства, как с Китаем, а также доступ американских военных еще к четырем базам на Филиппинском архипелаге в дополнение к прежним пяти. Все бы ничего, но именно Ханой и Манила сохраняют с Пекином территориальные противоречия, и налицо попытка разыграть антикитайскую карту точно так же, как в конце 70-х годов Вашингтон с помощью Пекина разыграл против Вьетнама антисоветскую карту, уточняет политолог.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Совершенно очевидно, что любые маневры США у южных границ Китая в зоне АСЕАН – это угроза Пекину примерно такая же, как принятие в НАТО бывших союзников СССР по бывшему Варшавскому договору. Так сказать, «анаконда» в действии. Именно поэтому ключевой переговорный тезис Си Цзиньпина с президентом СРВ Во Ван Тхыонгом и генсеком правящей КПВ Нгуен Фу Чонгом (во Вьетнаме, в отличие от Китая, эти руководящие должности разделены) – не допустить никаких попыток третьих стран, которые не имеют отношения к региону ЮВА и, в целом, АТР их «испортить». Между тем, именно это Байден проталкивал в Ханое, когда старался «офлажковать» Китай по части полупроводников, обещая их Вьетнаму в обмен на участие в «сдерживании» Пекина, и чувствительность этого вопроса, особенно на фоне, стремления США перетащить к себе производственные мощности тайваньской TSMC – компании-монополиста – для Китая очень высока. Со своей стороны, и Пекин решительными темпами наращивает товарооборот с Ханоем, который в прошлом году достиг 180 млрд долларов, а в этом подскочил почти до 206 млрд – больше, чем с Россией. Но не только. С прошлого года, когда США стали продвигать практику односторонних санкций против китайских компаний и предприятий за помощь России, они стали выводиться во Вьетнам и таким образом обходить санкции, отмечает эксперт.

Как рассказал перед визитом председателя Си китайский посол во Вьетнаме Син Бо, Китай готов делать инвестиции в инфрастуктуру Вьетнама, который входит в проект «Пояса и пути» и был представлен на октябрьском саммите в Пекине премьер-министром Фам Минь Чинем, Си Цзиньпин его принимал, а сейчас уже Фам встречал китайского лидера в аэропорту. В частности, Китай предложил Вьетнаму грант на строительство трансграничной железной дороги из китайского Куньмина во вьетнамский порт Хайфон, а также других коммуникаций, соединяющих юг Китая с вьетнамской столицей Ханоем, перечисляет Павленко.

Что бросается в глаза? Крайняя осторожность Вьетнама по отношению к Китаю, и дело здесь не в территориальных противоречиях вокруг архипелага Наньша/Спратли – как раз здесь стороны договорились управлять любыми противоречиями, не допуская форс-мажора. Дело в принципе вьетнамской многовекторности, исключающей прорывные результаты, которая в определенном смысле копирует индийскую модель отношений с окружающим миром. Все ограничивается экономикой, а в политической сфере – декларациями. Еще шесть лет назад, когда Си Цзиньпин впервые побывал в Ханое, стороны договорились проводить встречи на высшем уровне ежегодно, но с 2018 года, еще задолго до ковида, это начинание заглохло. И лишь с прошлого года встречи возобновились, и в этом смысле визит китайского лидера во Вьетнам – задел на будущее. Не больше, но и не меньше, резюмирует обозреватель REX.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть