Потребительское кредитование – болезненный вопрос для всех экономик, заявил REX и.о. заведующего кафедрой статистики ГУУ, доцент кафедры финансов и кредита ГУУ Николай Кузнецов.
В спокойное время оно используется как рычаг стимулирования спроса и средство поддержания высокого уровня жизни граждан. Однако в экономически сложные периоды, в условиях роста цен и падения доходов, оно, напротив, является одним из основных источником социальных проблем и общественной напряжённости.
Именно поэтому идеи как-то «реформировать», «улучшить» и «оптимизировать» потребительское кредитование чаще приходят в неспокойные времена. Вот и сегодня появился законопроект, направленный на изменение правил предоставления финансовыми организациями потребительских кредитов.
В нём предусмотрены три ключевых момента. Банк, выдающий кредит, планируется обязать: выяснять настоящую цель кредитования (1), выяснять источники средств погашения кредита и процентов по нему (2), а также убеждаться, что клиент при оформлении кредита не испытывает внешнего давления в виде насилия или угрозы (3).
Цель вроде бы благая – обезопасить наших граждан от мошенников. Согласно отчёту ЦБ только за 2022 год со счетов россиян было похищено более 14 миллиардов рублей. Причём в особо «злостных случаях мошенники не довольствуются снятием денег со счета своей жертвы, а ещё и обременяют её кредитами.
Но будет ли работать предлагаемая законом мера?
Стоит начать с пунктов 1 и 2, как наиболее очевидных. Сегодня банки и так уже собирают достаточно информации и о цели кредита, и о источниках его погашения, да и самом заёмщике тоже. Так что дело не в том, что какой-то информации не хватает, и вот сейчас, как только мы обяжем банки её собирать, то ситуация сразу исправится.
Дело в правилах кредитования вообще. Потребительский кредит сегодня – это самый простой в получении тип кредита. И именно поэтому он оказывается наиболее «любим» мошенниками всех мастей.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Что же до пункта 3, то банковский работник – это не профессиональный психолог. В некоторых случаях действительно можно распознать «нервничающего» и «дергающегося» клиента. И это и так сегодня делается, особенно если сумма крупная.
Но ведь и мошенники тоже не дураки, и они достаточно «качественно» обрабатывают своих жертв. Так что в большинстве случаев распознать что на человека оказывается «внешнее давление в виде насилия или угрозы» можно только если он придёт в банк под дулом пистолета.
В этом же законопроекте планируется обязать банки вести запись всех разговоров с заёмщиками при обсуждении вопросов, связанных с кредитом. Но большинство банков сегодня и так это уже делает. Просто обратите внимание на количество камер и звукозаписывающих устройств вокруг.
Так что сам вопрос поставлен, конечно, правильно. Но, увы, предлагаемые способы его решения носят скорее популистский характер. И даже хуже. Их реализация будет связана с повышенными расходами для финансовых организаций.
А на кого банки в конечном итоге перекладывают все свои расходы? Правильно! Все на тех же граждан пришедших к ним за кредитами.
Как сообщал REX, в Совфеде РФ предложили обязать банки узнавать информацию, на что именно человек намерен взять кредит и не делает ли он это под давлением.
Комментарии читателей (0):