В эфире японской телекомпании NHK вышел очередной, типичный для Запада, провокационный репортаж о китайской инициативе «Пояса и пути». В нем вслед за крупнейшими американскими и европейскими политиками и информационными компаниями утверждается, что участие в проекте ставит развивающиеся страны в зависимость от Пекина, загоняя их в некоторую «долговую ловушку». В частности, навязывается следующая позиция:
Китай стал крупнейшей в мире страной-кредитором, непогашенные кредиты развивающимся странам составляют не менее 1,1 трлн долларов только в виде основной суммы долга или примерно 165 триллионов иен в японских иенах. Предполагается, что 55% всех кредитов будут подлежать погашению в 2023 году, а в 2030 году эта доля вырастет до 75%. Говорят, что резко возросло количество кредитов, которые остаются невыплаченными даже после истечения срока.
О том, почему и к чему появляются такие материалы, рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.
"Подобные инсинуации стали расхожим местом в той экзистенциальной борьбе, которую ведут с Китаем США и их сателлиты в Европе и других регионах мира, отмечает эксперт. Япония – не только не исключение, но и клинический случай, претендующий на правила. Страна, которую Вашингтон считал «локомотивом» своего влияния и связывал с ней свое собственное доминирование в Азии, вдребезги проиграла Китаю экономическую конкуренцию. Сейчас все давно уже сравнивают Китай не с Японией, которая осталась далеко позади, а с самими США. Между тем, если взять концептуальные разработки Запада, то еще в 1975 году в докладе Трехсторонней комиссии «Кризис демократии», Япония называлась лидером Азии, центром азиатской региональной группы. Наряду с североамериканской и западноевропейской группами, они образовывали будущий мир «трех глобальных регионов», и Токио был форпостом. Более того, именно японская модель капитализма в том «историческом» документе была признана «универсальной», построенной на корпоративном лидерстве, что давало олигархии перевес над институтом государства, а также на синтоизме с его культом природы. То был прообраз «зеленого перехода». А потом на прорыв пошел Китай, и японские котировки в глазах Вашингтона если не обрушились, то сильно уменьшились. Не оправдался и прогноз Збигнева Бжезинского, что Китай обречен оставаться региональной державой, а глобальной в Азии будет только Япония. И сейчас, на минуточку, эпохальным событием рассматривается встреча в Сан-Франциско Джо Байдена с Си Цзиньпином, а собеседником Фумио Кисиды остается Энтони Блинкен, совершивший в преддверие саммита лидеров Китая и США вояж в Токио и Сеул. У Японии и трубы намного ниже китайских, и дым – не в пример жиже, иронизирует политолог. Осталась только роль «непотопляемого авианосца», которую такими вот антикитайским публикациями и отрабатывают японские СМИ", — отметил Павленко.
Что на самом деле? Долги развивающихся стран есть, уточняет эксперт, но – существует и мощная инфраструктура, возведенная Китаем в рамках «Пояса и пути». Кроме того, Китай не выдвигает странам-участницам проекта никаких политических требований, не навязывает идеологических установок, а действует в рамках императива взаимной экономической выгоды.
"Политическая подоплека есть. Но она не является колонизаторской, как западное «бремя белого человека». Эта подоплека связана с ограничением влияния в Азии США, особенно в странах АСЕАН, которые занимают всю Юго-Восточную Азию (ЮВА) и ряд соседних территорий, включая островные, наподобие Филиппин. И, кстати, в США очень хорошо понимают истинные цели плана «Пояса и пути», в стороне от которых остается Япония, потому вместе и зубоскалят. Именно попыткой вставить палки в колеса Китаю, перехватив у него инициативу, объясняются и спекуляции на долгах, и попытка построить альтернативный «Поясу» маршрут из Индии через Аравийский полуостров в Израиль, оттуда в Турцию и далее в Европу. Она уже провалилась из-за событий на Ближнем Востоке, но это лишь провоцирует ожесточенную борьбу с Китаем за стратегический транзит. При этом цель, которую преследуют США в Евразии, ссоря всех со всеми, — удержание господства на континенте, выражаясь словами того же Бжезинского, «неевразийской державы». В борьбе за это, по англосаксонской традиции, все средства хороши", — объяснил Павленко.
Что касается конкретных цифр, то, по его словам, никакой угрозы экономического закабаления нет.
"Во-первых, объекты инфраструктуры, построенные Китаем и с его участием, обычно быстро окупаются, а незапланированные долги объясняются не «злой волей» Пекина, а тормозом ковида, который обрушил мировые логистические цепочки. Сейчас они восстанавливаются, хотя коллективный Запад чинит этому препятствия в виде развязываемых на маршрутах транзита военных конфликтов. Нет сомнений, и есть уже прецеденты, что Китай, заинтересованный в долгосрочном сотрудничестве, а не сиюминутной прибыли, как западные компании, по части долгов даст отсрочки до достижения окупаемости проектов. А часть неподъемных простит, как это до сих пор делает Россия применительно к должникам из числа экономических партнеров бывшего СССР", — подчеркнул политолог.
"Вместо «поиска блох» в китайской позиции, Вашингтону, Токио и их сателлитам было бы более продуктивно озадачиться вопросом: почему количество партнеров «Пояса и пути» перевалило за полторы сотни, и их саммиты по уровню представительства все более напоминают «недели высокого уровня» сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Очевидно, что льготные условия поддержки, предлагаемые Китаем, — лишь одна причина. Есть и другая: американская гегемония, зашифрованная под «лидерство» настолько развивающемуся миру надоела, что эти страны ищут альтернативу, чтобы сбежать из-под вашингтонского «зонтика». И находят ее в Китае и проектах «Пояса и пути», и в целом Большой Евразии", — резюмировал обозреватель REX.
Комментарии читателей (0):