Эксперт ИА REX, правозащитник Ефим Андурский в очередной раз поднял в опрос о проблеме коррупции в статье «Коррупция: причины и способы противодействия» .«О коррупции говорят и пишут многие. Гораздо меньше тех, кто исследует ее причины. Очевидно, что коррупция - это серьезнейшее заболевание общественного организма. Но в чем же заключается причина этого заболевания? Хотелось бы узнать, что об этом думают коллеги по экспертной группе», - спрашивает эксперт.
Александр Хуршудов, эксперт по нефтегазовой политике, кандидат технических наук:
Несколько лет назад я уже останавливался на проблеме коррупции. На мой взгляд, это явление имеет под собой три главных причины: сложившиеся исторические традиции, относительно низкий уровень доходов населения, отсутствие развитой демократии и сильных оппозиционных партий.
В мире есть страны, в которых никогда не было громоздкой и бюрократизированной системы власти. Это можно сказать про Швейцарию, Норвегию, Чехию, есть, разумеется, и другие. Не было в них избыточного богатства, доходов от колоний, огромной пропасти между богатыми и бедными. Потому и практика взяткодательства в этих странах невелика, во всяком случае, в коррупционных рейтингах они стабильно занимают места в конце списка. В России же традиции взяточничества исчисляются веками, еще с Петра I.
Правда, в советское время они ушли в тень, но совсем не исчезли, просто у людей было мало свободных денег, и взятку заменили блатом. Но при первом же росте доходов коррупция расцвела с новой силой. Впрочем, причина эта совсем не главная. До тех пор, пока оклад инспектора ГАИ составлял у нас $350, никакими строгими мерами невозможно заставить его не брать взяток. Нужно, чтобы он зарабатывал хотя бы впятеро больше, а еще лучше – раз в 7-8. То же касается мелких чиновников, врачей, преподавателей и низкооплачиваемых специалистов промышленных компаний. Это как раз та массовая коррупция, которую невозможно уничтожить без существенного роста доходов населения.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Иное дело, когда коррупция проникает в средние и верхние эшелоны управления, которые от бедности не страдают. Это – следствие несовершенства политической системы. Будь сейчас в России сильная оппозиционная партия со своей прессой, финансами и многочисленными сторонниками, ее победа на выборах была бы обеспечена только за счет разоблачения фактов коррупции в государственных органах. Достаточно ей было бы пообещать ввести смертную казнь с конфискацией за взяточничество в крупных размерах, и народ от всей души проголосовал бы за нее на выборах. Не думаю, что это враз помогло бы справиться с коррупцией, но в какой-то степени все же ее бы ограничило.
Но не будет у нас сильных оппозиционных партий, пока мала численность среднего класса. Тут мы опять возвращаемся к росту благосостояния людей, только тогда у нас будет достаточно просвещенных избирателей, мало зависящих от начальства и превратностей судьбы. Круг замкнулся. Это означает, что рассчитывать в ближайшие годы на крупные успехи в борьбе с коррупцией нам не приходится. Следует ли из этого, что надо эту борьбу вообще прекратить, и ждать, когда болячка сама пройдет? Ни в коем случае. Если крепость нельзя взять штурмом, будем брать длительной осадой. Нельзя допустить, чтобы взяточничество, даже мелкое, стало нормой. Вот давайте и посмотрим, какими средствами для этого мы располагаем.
Время от времени силовые структуры хватают нечистых на руку чиновников, их судят и сажают на длительные сроки. Не мешало бы это количество увеличить. Но поражает меня, насколько мало пишут об этих процессах СМИ. Понятно, нельзя клеймить до суда, но что же мешает сделать это после него? Каждому такому случаю нужно посвящать, по меньшей мере, объемный очерк.
Представьте: человек осужден, отбывает свое, а его родственники, приятели, подельники и просто знакомые читают все до мелких деталей: за что брал, сколько судом доказано, а сколько не доказано, что куплено на взятки и какие вообще были доходы…Пусть почитают и те, кто еще под суд не попал, им тоже полезно.
Наказание презрением, на мой взгляд, не слабее тюрьмы, и для него есть пока в стране все условия. Конечно, будут попытки не допустить к материалам дела. Даже честный руководитель взяточника не склонен выносить сор из избы, но тогда он бросает тень на собственную репутацию.
Нужно жестко следить за расходами государственных компаний, это крупнейший источник коррупции в производстве. Пусть сокращают расходы, внедряют открытые процедуры тендеров. Тут, к слову, многое зависит от их руководителей. Например, Роснефть не заметна в коррупционных скандалах, а ее эксплуатационные затраты на добычу 1 барреля нефти составляют $ 3,75. Это совсем ненамного больше, чем на благодатных месторождениях Ближнего Востока.
Неплохо работает система ликвидации взяткоемких должностей. Да, вместо инспекторов ГАИ будем устанавливать на дорогах телекамеры. Старые, весьма жесткие нормы строительства будем отменять, ликвидировать ненужные согласования и экспертизы. Всю ответственность за качество продукции возложим на производителя, а он пусть застрахует себя от профессиональной ошибки. В страховой фирме всегда найдется возможность привлечь нужного специалиста, а вот взятки брать ей ни к чему, да и не у кого. Все эти меры в мире давно и хорошо работают, но в России пока встречают сопротивление. Велика инерция прошлых лет, приходится ломать ее приказом. Но ничего, капля камень точит. Коррупция, конечно, зло, но не самое главное. Самое главное зло у нас – бедность. Справимся с ней, тогда и с остальными болячками будет проще разделаться.
Кирилл Мямлин, публицист:
Основа коррупции лежит в самой структуре формирования квазидемократии на основе партий. В Институте Высокого Коммунитаризма существует подробный анализ, в котором мы разобрали современную "эталонную" систему власти от самых её основ. Как мы помним, эталон демократии опирается на партии. В этих "деталях" квазидемократии и кроется "дьявол".
Изначально партии возникли как политические инструменты определенных групп лиц, предназначенные для оказания влияния на власть или овладения политической властью. Таким образом, создаются условия, когда партия правит теми, кто не состоит в ней, хотя при этом предполагается, что «цели партии совпадают с целями народа». Но ни одна партия, ни сонмище партий не являются реальным отражением всего спектра интересов общества. При этом само существование оппозиции изначально предполагает, что другие партии должны доказывать некомпетентность правящей партии, стараясь свести на нет все её достижения и дезавуируя программу её деятельности, даже если эта программа служит интересам общества. Так интересы общества приносятся в жертву межпартийной борьбы за власть.
Одновременно мы видим манипуляции ЦИКа, избирательных комиссий, партии власти, административного ресурса, черного PR, подкупа избирателей и прочие «прелести» представительской демократии.
При этом вся эта мифология о неком «эталоне демократичности» поддерживается лишь для того, что бы оправдать существование и захват власти наиболее «сильными партиями» (т.е. спонсируемыми наиболее богатыми), которые в любом случая являются относительным меньшинством по отношению ко всему народу. Таким образом, современная «эталонная» демократия так и не стала отражением интересов всего народа и вернулась к своим истокам – «каждый свободен и имеет десять (20, 100, 2800) рабов».
Партийная система является завуалированной пропагандой формой диктатуры «избранных» кланов. Почему так произошло? Политические партии спонсируются состоятельными членами партии и организациями, разделяющими с ней свои политические взгляды и которые получают те или иные плюсы от её деятельности. Других источников финансирования не предусмотрено. Поэтому не случайно, что ханжеские заявления партийных бонз зачастую не совпадают с их реальной деятельность, когда партия получат власть. Таким образом, партии изначально являются потенциальным источником коррупции, а лидеры партии, обязанные обеспечивать её существование, становятся представителями интересов денежных мешков. Т.е. коррупционная составляющая лежит в самой основе всех либерально-демократических режимов.
А выход прост - реализовать обещанный лозунг - "Вся власть Советам!" - поскольку власть опять таки была перехвачена партией или "избранными учителями коммунизма". Но всякая замкнутая система, какие бы благородные цели она себе изначально не ставила, начинает вырождаться в обслуживание собственных интересов, без учета интересов большинства. В результате и верхушка компартии финально и предала свой идеалистический проект, и своих однопартийцев, и народ и страну. Это был "материалистический проект", поэтому его хватило не 7 дескнутрятилетий. Но замкнутые сообщества, которые не учитывают мнение большинства, начинают гнить и в духовной сфере (к сожалению, сейчас так происходит и с церковью, как социальным институтом, когда отделившаяся верхушка отказавшись от общинности и перейдя к понятию "оказания религиозных услуг", финально предаёт паству).
Для тех демагогов, кто говорит, что "народное самоуправление не возможно" рекомендуем взглянуть на Швейцарию, её кантоны. При этом мы не утверждаем, что современная швейцарская система совершенно. Она хороша, но мы знаем как ее улучшить. Более того, у нас разработана подробная схема формирования системы управления - от местных советов самоуправления, до Верховного Совета.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Коррупция - мать порядка. Просто несколько иного, чем раньше договаривались. Этакие залог и стимул для будущих достижений. Но это в лучшем случае. В худшем - это просто вымогательство, рэкет. А в самом худшем - это "межгосударственная коррупция".Что же касается причин, то лица финансовой национальности для того и печатают деньги без народного их учёта, чтобы деньгами поражать.
Комментарии читателей (2):