Эксперт ИА REX, правозащитник Ефим Андурский предлагает обсудить вопрос о необходимости национальных автономных образовании в составе РФ.
«Все чаще раздаются безумные крики и предложения ликвидировать республики. Ну, конечно же, безумные. Ведь, если ликвидировать национальные образования, то каков будет национальный состав руководства региона, например, Татарии? Не факт же, что его в этом случае возглавит татарин. В этом, собственно, и заключается безумие. С татарской точки зрения. Но почему же я, будучи евреем, должен вставать на татарскую точку зрения? Не будет ли это настоящим безумием? Против сохранения и приумножения национальных культур и, в частности, татарской, нет и быть не может никаких возражений. Только не надо смешивать культуру с правом, одинаковым для всех граждан РФ вне какой-либо зависимости от их национальности. Что в полной мере соответствует ст. 19 Конституции РФ», — отмечает эксперт. «Именно поэтому от административного раскроя России не должен исходить русский дух. Здесь не должно пахнуть ни татарином, ни чувашем. О евреях и речи нет. Их вообще никуда нельзя пускать. Тем более — в региональное правительство. Потому как шибко умные. А в региональном правительстве должны сидеть не столько умные правильные, сколько правильные. Чтобы по заказу федерального Центра обеспечивать выборы правильного главы государства. Впрочем, у Татарии есть свой президент. И своя Конституция. Все это свидетельствует о том, что Татария — это не Россия. И пусть русские, а тем более евреи не лезут в дела суверенного государства, каким-то странным образом ассоциированного с Россией. А теперь вопрос: нужны ли нам, гражданам РФ, какие-либо национальные образования. И если нужны, то для чего?,- спрашивает эксперт.
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Проблема не в том, что внутри России существуют национальные образования, а том, что эти образования в целом ряде случаев являются, по своим конституциям, государствами, о чём сама Москва предпочитает лишний раз не упоминать. В свою очередь это говорит о том, что под Российскую Федерацию заложена бомба, эквивалент которой в сто раз сильнее пресловутой «ленинской», где не было религиозного детонатора.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Эта бомба может взорваться уже при каждом российском руководителе после Путина. Путин, ментально, воспринимается ещё как наследник, современник бывшей империи, что вселяет невольное уважение. Но уже следующий руководитель, сидящий в Москве, будет восприниматься просто как московский руководитель — аналогичный саранскому или чебоксарскому (или, по местному, уже Шупакшар).
Гипотетически идеальный вариант для этнических республик — формат национально-культурных автономий, где полновесно развиваются все виды местной культуры, кроме одной — политической. Однако Москва уже не сможет провести такой формат в реальную жизнь — поздно. Осуществить эту акцию могла бы любая центральная власть, кроме имеющейся либерально-демократической, подведя под такое решение ничем не бьющуюся морально-политическую базу: не допустить развала России по примеру СССР.
Причём исходить такая инициатива должна не от Москвы, а от национальных флагманов федерации: Казани, Уфы, Элисты, так как сохранение единой страны, безусловно, и в их интересах тоже. И это единственный путь для снятия опасности сепаратизма. А пока что мы видим не привычную Татарию, а исключительно Татарстан; не Башкирию, а принципиально важное написание: Башкортостан — и это серьёзно. У всех свои столицы, у всех свои президенты, свои флаги и гимны — разве именно с этих вещей должна начинаться национальная культура?
Неспокойно почти во всех национальных республиках, которые лежат на краю страны, в частности на Северном Кавказе. А если бы все такие автономии, включая Татарию и Башкирию, тоже лежали с краю?
Сегодняшняя модель федерации пока что вызывает вопросы по ряду признаков. К примеру, одним из лучших тестов для проверки республик на лояльность Кремлю был бы приход, время от времени (по очереди или как угодно), на место республиканского президента русского человека — в Чечне, Ингушетии или Башкирии. Тогда они прошли бы эту предварительную проверку на прочность. В самой России ведь кого только не было на престоле: чуваш Ленин, грузин Сталин, украинец Хрущёв — пора бы и автономиям продемонстрировать политическую толерантность высшего порядка.
Что касается попыток «мирного» переформатирования национальных республик, в виде переименования должности «президент» или сливания мелких территорий с более крупными, то это возможно только до определённого предела. После которого Москве дадут понять: она заступила за красную линию. Москва опоздала с такой работой, так как в национальных образованиях теперь много более серьёзных помощников, чем гербы и конституции — например, местная религия и религиозные активисты.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Национальные образования и национальные корни могут быть полезны, а могут быть бесполезны и даже вредны. Причём это простой, крестьянский, расклад. Сорта помидор на грядке могут конкурировать, а могут и давать плоды в разные моменты. Клубнику незачем смешивать со смородиной. Картошку можно сажать под вишней. Вот точно так же и народы, они могут работать на свою и общую урожайность, а могут пытаться затмевать друг друга. И то, что в одних условиях будет пользой, в иных условиях может быть сочтено сорняком. Религии утверждают, что на всё воля Создателя, националисты утверждают, что монокультуры выгодней, политики утверждают то, что хочет услышать избиратель. А народ утверждает вечную загадку про «волка, козу и капусту», предполагая в отношениях не только симбиоз и благодать. Кстати, «крестьянская» логика не считается научной, но даёт то, что людям необходимо — и урожайность и ту самую «стабильность», что является для многих политическим достижением.
Россия вполне может нарваться на проблемы, свойственные ещё СССР. Какие-то культуры подкармливались раньше, какие-то позже. Например, вступление в брак у южных республик было официально разрешено раньше, чем в северных. И таким образом северяне снабжали рождаемость южан раньше собственной. Применение же «репрессий» тоже имеет границы возможного, и многие были удивлены, что доблестный ранее лётный генерал Дудаев перелетел в Чечню, и на словах будучи «за СССР», на деле — возглавил Ичкерию со всеми её широкоизвестными «достижениями».
Рассмотрение национального вопроса Сталиным до прихода к власти было двояким, он искал и способы развала Империи, и способы создания новой Империи. Для этого была использована новая политическая и методологическая сила «диктатура пролетариата». На сегодня существуют «экономическое влияние» и «диктатура закона», в частности, проявляемые через бюджетников. Но хватит ли этого без образования структур постоянного воздействия, например «интеллектуального обаяния» — покажет только практика. Пока что вышеупомянутый Татарстан раскачивают исламисты, а за кадром — влияние на российскую нефть. И идея «федеральных округов» как образований административно-военного плана — вполне может обеспечить главное с точки зрения всех граждан — обороноспособность и предсказуемость, что включает и законность, и уважение ко всем национальностям округов без ущерба для иных национальностей округов.
Что же касается вопроса: «Может ли еврей служить интересам татар ради России», заданного Ефимом Андурским, то может, как в Израиле друзы способны защищать мусульман ради Израиля. Недавно в ЖЖ Кадырова проскользнула его реплика относительно, дословно, «чеченской мечети в Израиле», что её строительство завершается. И если чеченцы могут заботиться о мусульманах в Израиле, не в ущерб Израилю, то почему же евреи не могут помогать татарам в России? Могут и умеют, чему свидетельством множество наград, полученных евреями в разных сферах деятельности в СССР, включая деятельность и в нынешнем Татарстане, а не только на фронте и в Биробиджане. Все всё могут, если их убедить, а если не убеждать, то и не смогут. Так что могущество межнационального взаимодействия порождается могуществом в заботе именно о взаимодействии. А если за газават будут большие премии, а за госслужбу — мелкие доходы, то часть искателей денег может заняться и газаватом. Поскольку не нашлось могущества убедить их словом, делом и доходом, что им выгодна их великая страна, даже если в ней 80% русских и во власти и в деньгах тоже 80% русских. А если могущество в виде потенциальной энергии было, но кинетически — исчезло в оффшорах, то это уже вопрос к самим русским, почему они и себя и братские народы лишили могущества. Это — самый тяжёлый вопрос, потому что во всех народах не любят слабости, а особенно — умственной.
Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:
Не всё так просто, как кажется авторам идеи ликвидации национальных автономных республик. Дело в том, что в Уставе ООН говорится о праве каждого народа на самоопределение, а в «Международном пакте гражданских и политических прав», принятом странами-участницами ООН — о недопустимости для какого бы то ни было государства лишать народы, находящиеся на его территории, права на самоопределение. Сегодня в Конституции всех национальных республик, входящих в РФ, говорится о том, что они возникли в ходе реализации права на самоопределение их титульных народов. Таким образом, с точки зрения международного права, эти народы считаются осуществившими свое законное право на самоопределение, при этом де факто они остаются в составе РФ.
Комментарии читателей (5):
Не уверен, правда, что большинство граждан РФ, проживающих на территории Татарии, пожелает отделиться от России. Но если пожелает, инородцам придется валить. А Россия получит пулю в сердце в виде анклава. Например, исламской республики Иран.
Петр I создал империю, а Горбачев ее развалил. Возможно, по заказу США.
И поскольку Россия не имеет стратегии, альтернативной горбачевской перестройке, скорее всего, развалится и она. Чему будет способствовать право на самоопределение татарского, башкирского и прочих народов.
Весь мир подбирает руководителей по признаку компетентности.
Андурский отстаивает необходимость подбирать клерков по признаку личной преданности и национальному признаку.
Речь не идет об устранении административных образований.
Пусть они останутся в те же границах, но из названия нужно убрать слова, связанные с нацией.
Вместо Татарии пусть будет Южноуральское хамство.