25 апреля 2013 года президент Владимир Путин ответил на вопросы россиян в прямом эфире нескольких телевизионных каналов и радиостанций. Это была 11-я «Прямая линия с Владимиром Путиным». Президент ответил на интересующие россиян вопросы общественно-политической и социально-экономической жизни страны. Первое общение Путина в формате «прямой линии» состоялось 24 декабря 2001 года. За время пребывания на высших должностях Владимир Путин провел 10 «прямых линий» — шесть раз он отвечал на вопросы россиян в должности главы государства и четыре — премьера.
ИА REX: Чем запомнилась очередная «Прямая линия с Владимиром Путиным»?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Схема общения президента с народом по «прямой линии» себя исчерпала. Это было видно и по самому Владимиру Путину, который впервые работал без традиционного для него драйва, и по растущему валу вопросов от населения. Если бы все вопросы, заданные президенту на предыдущих линиях, последовательно решались, их объём естественно падал бы, а не возрастал — отсюда непонятны причины радости пресс-службы Путина по поводу этих странных «рекордов».
Те, кто готовят линию, видимо, не отдают себе отчёта в том, что происходит в стране, в регионах, иначе они не стали бы с упоением рассказывать о «новом дизайне эфирной студии», в интерьере которой, «в дополнение к привычному голубому появился бежевый цвет».
Главным, центральным для людей вопросом остаётся социальная справедливость. Этим настроением были пропитаны многие вопросы «снизу» — особенно по поводу Васильевой и Чубайса. Народ смотрит на вещи просто и без затей: президент Путин, Вы с нами или с Васильевой и Чубайсом? Путин, как обычно, на стороне закона — но такой вариант в народном сознании не весит почти ничего, автоматически ставя вопрос и по самому президенту.
Цифре в 15%, которую привёл Путин как иллюстрацию недоверия народа к судебной системе страны, верить можно. Но её можно было бы резко повысить как минимум до 95%, если бы Васильева была фактически посажена лет на 50 сразу же по окончании прямой линии.
Кудрин — не Васильева и Чубайс, но в народном рейтинге где-то близко. Счастье Путина, что Кудрин не согласился занять высокую должность, предлагаемую ему президентом (возможно, в расчёте на ближайшие кардинальные перемены в РФ). В противном случае, Путину следовало бы признать, что сколоченное в ущерб прошлогодней поездке в Чикаго правительство недееспособно. И просто вернуть назад, таких как Кудрин, Сердюков, Скрынник, Фурсенко.
К большому сожалению, президент по-прежнему считает, что населению страны интересны макроэкономические выкладки в духе того же Кудрина. С народом на языке больших цифр говорить противопоказано, он никогда не держал в руках этих миллиардов и держать не будет. Народу, в конце концов, важно знать, когда улицы их городов станут чище, когда остановятся цены, когда в подъездах не будет элементарно вонять. Прямая линия не может решить вопрос о снижении розничных цен или о конфискации имущества олигархов, поэтому настроение народа и настроение президента падают параллельно.
Дмитрий Орлов, политолог, генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад»:
Главный итог этой, да и всех предыдущих «Прямых линий» — лучше бы их не было совсем. Непонятно вообще, для чего нужны такие «Прямые линии». Наверное, для того, чтобы и президент и народ убедились в очередной раз, что иначе, как кнутом заставить власть работать нельзя. Тем более, неэффективность госуправления признал сам Путин — открытым текстом. И самое страшное, что следует из этой «Прямой линии» — народу, кроме Путина, пожаловаться-то и некому больше.
Всё-таки ненормально, когда народу каждый день показывают, как им управляют. Самое эффективное начальство — это то, которого не видно. Еще с Советских времен известно: если директор завода появился в цехах — дела на предприятии идут хуже некуда. Величайший специалист по госуправлению — Александр Сергеевич Пушкин — сказал в «Борисе Годунове»:
Будь молчалив; не должен царский голос
На воздухе теряться по-пустому;
Как звон святой, он должен лишь вещать
Велику скорбь или великий праздник.
А вообще стоит посмотреть, какими будут последствия этой «Прямой линии». По крайней мере, хоть трассу «Чита — Хабаровск» приведут в божеский вид: вдруг Путин по ней проедет? А если серьёзно, народу без разницы, как называют себя его правители: демократами, монархистами, коммунистами или диктаторами. Власть в народе оценивается совершенно по иным критериям: «справляется/не справляется». И никакие политтехнологические приёмы не заставят народ любить власть, если она не справляется. Организаторам «Прямых линий» стоит об этом подумать, если они и дальше хотят зарабатывать себе на хлеб.
Ефим Андурский, правозащитник:
Лао-Цзы сказал: «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и возвышать. Ещё хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает. Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он следует естественности». Анатолий Локоть — зампредседателя фракции КПРФ в ГД РФ сказал: слова поддержки президента Чубайсу говорят об их общей философии, общих взглядах на то, как должна развиваться экономика России. Они свидетельствуют о том, что со времён Ельцина никто не пересматривал подходы к экономической политике. Своё мнение выскажу и я. Слава Богу, в стране есть человек, который знает все обо всём. И не так важно, что у него, как уже не раз отмечалось, нет стратегии для России, в силу чего она продолжает курс на перестройку. А это значит, что у человека есть таки шансы довести страну до намеченной цели.
Прочитав массу отзывов о прямой связи президента с многонациональным источником, ни одного позитивного так и не обнаружил. Что же происходит в стране? Кому и для чего была нужна эта связь? Миллионам надеявшихся, что президент утешит их боль? Или же она потребовалась президенту. Чтобы показать, кто на самом деле в доме хозяин. Была ли эта акция дорогой? Я думаю, она была дешёвой.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Я бы разделила запомнившиеся моменты очередной Прямой линии с Владимиром Путиным на несколько групп:
Интересные факты. Путин озвучил некоторые интересные факты. Нельзя сказать, что это были факты неизвестные — о чём-то публика слышала, о чём-то догадывалась. Но когда президент открыто говорит кое о каких интересных моментах — это совсем другое. В общем, мы услышали, что: письмо Березовского Путину, причём не одно, а два, таки было, и в письмах этих Березовский действительно на словах (были ли эти слова искренними, мы уже не узнаем) признавал свои ошибки и просил прощения. Некоторые советники президента рекомендовали Путину немедленно опубликовать письма, но Путин счёл их слишком личными, не согласился на публикацию и очень этому рад. Что до смерти Березовского, то его могли убрать зарубежные спецслужбы («с них станется, как прямо сказал Путин), но точной информации нет.
Кудрин в своё время был инициатором так называемой монетизации льгот, а сейчас работать не хочет, ибо сачок; советниками Чубайса были агенты ЦРУ.
Уроки непонятливым. Путин снова, в энный раз, озвучил непонятливым некоторые прописные истины, а именно:
— никто — ни СМИ вообще, ни отдельные представители СМИ, ни отдельные граждане — не могут заранее объявлять человека виновным. Сделать это может только суд.
— у нас бытовая коррупция носит запредельный характер, так что некоторым нашим борцам с коррупцией неплохо бы на себя оборотится.
— Запад не должен навязывать нам свои стандарты.
— западные политики и западные СМИ оказывали и оказывают помощь нашим террористам — информационную, финансовую и политическую.
— на работягах вся страна держится.
Тенденции. Путин подтвердил некоторые тенденции, например, снова сказал, что госслужащие должны держать свои деньги не за рубежом, а в России; что нужно разработать концепцию единого учебника истории, ввести школьную форму; ужесточить миграционное законодательство с республиками Средней Азии, а бывшим соотечественникам вообще людям с постсоветского пространства, особенно находящимся в работоспособном и репродуктивном возрасте, нужно предоставлять гражданство в упрощённом порядке; и вообще больше внимания уделять героям — а их у нас хватает.
Эволюция. Путин снова показал, что он по природе эволюционист, и не склонен к резким движениям. Значит, не будет нового 37-го года, не будет перегибов, не будет посадок «по заявкам радиослушателей» и без решения суда, не будет отставки правительства, и не будет возвращена смертная казнь (это плохо...).
Новые афоризмы. Ну и, конечно, Путин порадовал нас новыми афоризмами, например, назвал Кудрина «сачком»; отметил, что «Всю водку выпить невозможно, но стремиться к этому надо». Всё «хорошо» никогда не будет, но мы будем стремиться к этому«; и сказал про акт Магнитского, что это было сделано для того, чтобы «жабры раздуть».
Комментарии читателей (3):