Выступление заместителя министра связи и массовых коммуникаций Алексея Волина на научно-практической конференции, которая прошла на журфаке МГУ, вызвало бурную реакцию в журналистских и студенческих кругах Рунета. Волин заявил, что «задача журналиста — зарабатывать деньги для тех, кто его нанял», «пропаганда должна идти по коммерчески успешным каналам», «пропаганда не должна быть явной», «дядя будет говорить, что писать и как писать». Эксперты ИА REX в статье «Прав ли чиновник, пропагандирующий продажность СМИ» обсудили тему и не пришли к единому мнению. ИТ-аналитик Константин Синюшин сформулировал несколько вопросов про журналистику, на которые ответили и эксперты ИА REX.
1. Скажите пожалуйста журналист это профессия или призвание ?
2. Как можно научить быть журналистом ?
3. Зачем в МГУ существуют факультет журналистики ?
4. Есть ли разница между работой журналиста и пиарщика ?
5. Требует ли журналистика высшего образования ?
6. Должен ли журналист разбираться в области о которой пишет?
7. Есть ли сегодня у общества потребность в журналистике?
8. Насколько эта потребность удовлетворена, если она есть?
9. Журналист должен освещать события объективно или субъективно?
10. Не противоречит ли объективизм идее журналистики?
Андрей Давыдов, журналист:
Для начала я бы сказал, что замминистра связи А. Волин прав только в одном, но главном случае: журналист будет работать на «дядю», если он принимает его условия и нанимается. Если в условиях сказано: забудь о принципах, о морали, о своих убеждениях (если уже «подхватил»), то смотри, под чем подписываешься. Выбор у человека есть всегда. Как и у данного чиновника, который больше рассказал о самом себе, чем о журналистике.
Как и в любом деле, она может быть и профессией, и призванием. Научить журналистике в вузе нельзя, но без хорошего образования ретивый репортер при помощи такого же редактора будет тиражировать невежество и заблуждения. К сожалению, это явление уже давно осело в СМИ, но пока качественная журналистика существует, она обществу необходима. Если же тенденция к оболваниванию населения окончательно восторжествует, тогда и журналисты будут не нужны – останутся только медийные коммерсанты, шоумены и пиар-менеджеры, не считая специалистов виртуальной реальности.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Юрий Юрьев, политконструктор:
Это призвание - писать так, чтобы читали. Иначе - газета будет использоваться для кошачьего лотка, если её дарить в почтовые ящики. Или же газета будет тратить бюджет и впустую выкашивать леса, лёгкие планеты. Подобное верно и для иных СМИ, пожирающих ресурсы. Нельзя научить быть властителем мнений. Можно научить быть репортёром, хроникёром, фотокором, но нельзя научить быть популярным. Можно только отучить.
Остальные вопросы вторичны. И на первичные вопросы и на вторичные вопросы ответ даёт только практика. А в качестве теории - я бы рекомендовал представить себе такую картинку, как Алексей Волин в кипе и лапсердаке учит кагал в синагоге, что им нужно вести себя так, а не иначе. Теми же словами. Наверное, евреи забросали бы его обувью, как арабы Буша, невзирая на то, что внешность Волина не столь отличается как внешность Буша и арабов.
Что же касается практики, то любой блогер с тысячной аудиторией - уже готовое СМИ, а их сообщество - это союз СМИ. И им на Волина - начхать. И чем разнузданней Волин будет принуждать пишущих творческое к сожительству с платным, тем больше будет альтернативных СМИ. Например, в последние месяцы идёт экспансионизм сетевого издания "Спутник и Погром", у которого уже миллионная аудитория (в совокупности различных площадок публикаций издания). И им платят читатели, причём потом, после публикаций. И чем больше Волин будет неволить созидателей, тем эти созидатели будут презрительней относиться к таким вот Волиным, что от имени державы путают любовь и бордель.
Комментарии читателей (0):